К строительству моста через Керченский пролив, который свяжет Краснодарский край и Крым, могут привлечь китайскую строительную компанию и частный инвестиционный фонд страны. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на свои источники в Минтрансе. Проект транспортного коридора оценивается в три миллиарда долларов. Ожидается, что часть инвестиций поступит в китайской национальной валюте — юанях. Шаг политический, но это не только демонстрация дружбы, но и возможность быстро и качественно выполнить глобальный проект, считает директор Департамента оценки компании «Развитие бизнес-систем» Максим Тищенко.

«
Это, конечно, политический шаг, потому что сейчас в России делают ставку на укрепление связей с Китаем, это чисто политический реверанс в сторону Китая <…> Российской Федерации, правительства, президента позволит китайцам, может быть, не сейчас, но в будущем тоже признать Крым частью российской территории, может быть, уже такие разговоры <…> ведутся. И этот как раз политический момент и позволяет китайцам инвестировать в юанях и принимать участие в этом проекте, потому что проект, конечно, достаточно дорогой, но он нужный, важный ».

Через строительство моста Китай, скорее всего, получит доступ и к другим крупным проектам в Крыму, считают эксперты. Как правило, китайские компании привлекают своих рабочих, свои ресурсы. Экономисты высказывают опасения, что российским компаниям будет непросто войти в крымские проекты, если придет Китай, и стратегически необходимо на самом раннем этапе детально обговорить с инвесторами из Поднебесной все роли в Крыму. Но опыта китайской строительной компании не занимать, считает генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:

«
CRCC — это одна из крупнейших строительных компаний в мире, которая специализируется в основном на автомобильных дорогах, мостах, тоннелях, и компания имеет достаточно большой опыт реализации похожих проектов в Ливии, в Саудовской Аравии, в Китае и некоторых других. Поэтому, привлекая такую компанию, <…> решаются две задачи. Первая — это задача по финансированию из компании CIF, которая как раз специализируется на финансировании инфраструктурных проектов, и второе — это получение необходимых компетенций, опыта для реализации этого сложного инфраструктурного проекта. Не думаю, что китайцы привезут исключительно своих сотрудников для реализации проекта. Часть работ может быть выполнена российскими компаниями. Более того, вполне может быть, что они привлекут каких-то российских сотрудников, но при этом нужно понимать, что управление проектом будет со стороны китайцев, и они будут стремиться минимизировать свои расходы на каждом из этапов работ».

Техническая модель проекта еще не утверждена, это может быть автомобильно-железнодорожный мост или мост и подводный тоннель. Меморандум о строительстве транспортного коридора через Керченский пролив может быть заключен во время визита Владимира Путина в Китай во второй половине мая.