Мосгорсуд накануне вынес приговор супругам Магомеду и Халимат Расуловым, избившим оперативника Антона Кудряшова на Матвеевском рынке. Сотрудник полиции, который вместе с коллегами приехал задерживать подозреваемого в изнасиловании, получил серьезную травму головы. Инцидент привел к массовой «зачистке» столичных рынков и депортации сотен нелегальных трудовых иммигрантов.

На оглашение приговора приехали более десятки журналистов и лишь несколько родственников и друзей подсудимых.

По версии следствия, которая нашла свое подтверждение в суде, Магомед и Халимат Расуловы не только серьезно избили старшего лейтенанта Антона Кудряшова, но также напали на двух его коллег из УВД по Западному округу — майора Максима Герасимова и старшего лейтенанта Александра Березового.

Задержание насильника

Все трое оперативников приехали на базар 27 июля прошлого года, чтобы задержать 25-летнего Магомеда Магомедова. Его заподозрили в изнасиловании 15-летней девочки (позже он получил 14-летний срок — BFM.ru). Однако старшая сестра парня Халимат Расулова и ее муж Магомед, торговавшие на рынке арбузами, попытались отбить родственника у полицейских. Они требовали отпустить молодого человека, собрав толпу в 20-25 человек.

Женщина не менее шести раз ударила Кудряшова руками и один раз пнула ногой. Тем временем ее муж, зажав в руке твердый предмет (предположительно, это был кастет — BFM.ru), нанес удар оперативнику по голове.

Полицейский выжил лишь чудом. Его отвезли в 67-ю ГКБ, где врачи диагностировали у полицейского тяжелую черепно-мозговую травму — многооскольчатый перелом черепа с повреждением глазницы. Он перенес несколько операций.

С жалобами на плохое самочувствие к медикам обратились также Максим Герасимов и Александр Березовой. Следствие пришло к выводу, что Магомед Расулов нанес несколько ударов Герасимову, а его супруга приняла участие в нападении на Березового.

Халимат Расулову задержали в тот же день, а ее мужа Магомеда — через день, когда он на рейсовом автобусе пытался уехать на родину в Дагестан.

Обоим предъявили обвинение в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов (статья 317 УК РФ), а также применение насилия в отношении представителей власти, неопасное для жизни (ч.1 ст. 318 УК РФ). Стоит отметить, что первая статья предусматривает наказание на срок до 20 лет либо пожизненное лишение свободы, вторая — до 5 лет колонии.

В ходе судебного разбирательства, которое началось 9 апреля, Магомед Расулов не признал свою вину, а его жена согласилась с обвинением частично.

Халимат Расулова была согласна ответить за избиение Кудряшова, однако настаивала, что ее действия по этому эпизоду следует трактовать по ст. 318 УК. Избиение же Березового она полностью отрицала, утверждая, что не подходила к нему ближе чем на 2-3 метра.

Версия подсудимых

Подсудимые пытались убедить суд, что полицейские сами спровоцировали ситуацию: на них не было формы, они не предъявили служебные удостоверения, а потому Расуловы подумали, что это бандиты.

В суде Халимат Расулова рассказывала, что спрашивала державших ее брата, кто они такие, однако те не назывались, и потребовали, чтобы она не приближалась, а Александр Березовой достал пистолет.

Несколько свидетелей защиты показали, что полицейский даже применил табельное оружие, несколько раз пальнув в воздух.

Расулова уверяла, что не поняла, каким образом Кудряшову проломили голову, но настолько сильно переживала, что поехала за машиной «Скорой», чтобы узнать его судьбу. Ее муж так и не дал сколько-нибудь внятных показаний.

Однако судья Елена Гученкова, исследовав все доказательства, не поверила версии подсудимых. Неопровержимым доказательством вины супругов стала видеозапись инцидента, которую на iphone снял случайный прохожий и потом продал журналистам.

Судья констатировала, что Халимат Расулова и ее муж вели себя вызывающе, они угрожали полицейским, в ультимативной форме требовали, чтобы те отпустили их родственника. Они настаивали, что Магомедов ничего не совершал, и твердили, что он психически неполноценный.

Доказательства вины

В приговоре суда отмечалось, что «видеозапись хотя не полностью отражает события, однако на ней видны обстоятельства, имеющие существенное значение для дела».

Так, на записи было слышно, как Магомед Расулов высказывал угрозы в адрес Кудряшова, а Максим Герасимов пытался успокоить торговца. «Он объясняет, почему задерживается Магомедов, а на возражения Расулова о том, что тот является психически неполноценным, объясняет, что это не дает ему право совершать преступления», — сказала судья.

Она указала, что после того, как на место прибыл экипаж патрульной машины из ОВД «Очаково-Матвеевское», стало очевидным, что Магомедова задерживают сотрудники полиции.

Судья подчеркнула, что стражи порядка вели себя тактично и вежливо и не провоцировали людей на агрессивное поведение, в то время как Расуловы, напротив, угрожали полицейским «физической расправой».

«Поведение потерпевшего Кудряшова было предельно корректным. Ни один жест, ни одно движение не было агрессивным, напротив, он защищал себя», — отметила Елена Гученкова.

Она пришла к выводу, что факт применения стражами порядка табельного оружия не был доказан, и отвергла показания земляков подсудимых, которые пытались их выгородить. Она отметила, что некоторые являются их односельчанами и знают Халимат Расулову с детства.

В итоге оба подсудимых были признаны виновными по двум вмененным им статьям. Судья констатировала, что у Расуловых был умысел на убийство Кудряшова, однако они не смогли довести его до конца из-за того, что стражу порядка своевременно оказали медицинскую помощь.

Смягчающие обстоятельства

По ее словам, поскольку Расулов сбежал с места преступления, он мог избавиться от орудия, с помощью которого проломил Кудряшову череп.

При назначении наказания судья учла в качестве смягчающих обстоятельств наличие у подсудимых шестилетнего сына-инвалида, а также тот факт, что Халимат Расулова частично признала вину и пыталась перечислить Кудряшову 15 тысяч рублей, чтобы загладить причиненный ущерб.

Ее муж в конце 1990-х участвовал в ликвидации бандформирований на территории Дагестана.

По совокупности двух статей Магомед Расулов получил 18, а его жена 12,5 лет лишения свободы. Расулов будет отбывать наказание в колонии строгого режима, а его жена — в колонии общего режима. В качестве дополнительного наказания супругам также назначено ограничение свободы на срок два года. Это значит, что после отбытия основного срока, они не смогут в течение двух лет покидать место жительства без согласия контролирующего органа и будут обязаны дважды в месяц отмечаться в уголовно-исполнительной инспекции.

Гособвинитель Галина Карпова осталась довольна исходом дела, а защитники подсудимых заявили о намерении обжаловать приговор в вышестоящих инстанциях.

Как террористам

Адвокат Халимат Расуловой Софья Рубасская назвала его чрезмерно суровым. «Я считаю, что такой срок — это просто немыслимо. Я надеюсь, что в других судах мы найдем справедливость, которую здесь не нашли», — сказала она. По мнению адвоката, подсудимых следовало осудить лишь за применение насилия к представителю власти, не опасное для жизни, и с учетом смягчающих обстоятельств назначить 2-3 года.

С ней был согласен отец Халимат Расуловой Гитин Магомед Торолаев. «Такие сроки террористам дают!» — не мог сдержать он эмоций. Отец осужденной напомнил, что певец Витас, избивший в прошлом году в пьяном виде полицейских, отделался штафом в 100 тысяч рублей.