Типичный российский инвестор — это осторожный покупатель, который предпочитает долго взвешивать решение перед заключением сделки и ожидает высокой рентабельности. Обычно он выбирает мини-отели или доходные дома в Европе стоимостью до 1,5 млн евро, говорят данные аналитического исследования Tranio.Ru.

Россияне чаще покупают за рубежом недвижимость для отдыха, нежели для инвестиций. Более половины риелторов говорят, что среди их клиентов мало тех, кто выбирает коммерческие объекты. Однако почти треть опрошенных (31,7 %) считает, что такие покупатели составляют заметную долю. Россияне чаще всего ищут объекты для инвестиций в Германии, Латвии и Чехии. Наименее востребованы для этих целей Кипр, Португалия и Франция.

В свою очередь эксперты Knight Frank отмечают, что среди самых популярных направлений у российских покупателей зарубежной недвижимости – Великобритания, Швейцария, Монако. Эксперты компании говорят, что для каждой страны характерны свои цели приобретения недвижимости. В таких странах, как Великобритания и Швейцария, континентальная часть Франции и США - основной целью покупки являются бизнес и инвестиции, а также приобретение жилья в стране с учебными заведениями, признанными во всем мире. Что касается Лазурного берега во Франции, побережья Майами, а также других водных, горнолыжных и гольф-курортов Италии, Испании, Австрии, то многие потенциальные покупатели воспринимают дома и апартаменты здесь как жилье для отпуска, выходных дней – так называемый holiday home.

График предоставлен компанией Tranio.ru

Самые популярные объекты коммерческой недвижимости среди русскоязычных инвесторов — отели и доходные дома, говорится в исследовании Tranio.ru. Особенно много респондентов отметили этот тип недвижимости в Греции, Италии, Франции, Чехии и Португалии. На третьем месте по востребованности — магазины на центральных улицах (street retail).

Больше половины респондентов (52,3 %) ответили, что покупатели коммерческой недвижимости чаще предпочитают приобретать объект с готовым бизнесом, чем налаживать дело самостоятельно. Особенно актуально это в Чехии, Латвии, Испании и Греции. Наоборот, открывать бизнес с нуля предпочитают в Черногории, где соответствующий вариант указали 55,6 % участников опроса. На Кипре оба варианта набрали по 50% ответов.

График предоставлен компанией Tranio.ru

Самый популярный ценовой диапазон для покупки инвестиционных объектов — от 500 тысяч до 1,5 миллионов евро. 39,8 % участников опроса указали, что русские предпочитают покупать коммерческую недвижимость стоимостью до 500 тысяч евро. Почти столько же (38,1 %) выбрали диапазон от 500 тысяч до 1,5 миллионов евро. Эти категории лидируют в большинстве стран, в частности в Болгарии, Таиланде и Турции, при этом дорогой сегмент (более 10 миллионов евро) преобладает только в Великобритании.

Юлия КожевниковаЭксперт интернет-центра зарубежной недвижимости Tranio.Ru«Российские инвесторы становятся всё более опытными в вопросах вложения денег в зарубежную недвижимость: растет интерес к разным типам объектов, в сферу интересов добавляются больше новых рынков. Однако пока остаются проблемы, среди которых — нежелание быстро реагировать при заключении сделок и в некоторых случаях несоответствие запросов реальной ситуации. В данный момент в связи с нестабильностью политической и экономической ситуации в России и мире поведение российских покупателей различно: есть те, кто занимает выжидательную позицию, и есть те, кого нестабильность подстегивает инвестировать в устоявшиеся европейские рынки. Скорее всего, в ближайшее время сохранится такая двойственность».

Риелторы в разных странах мира отмечают общую черту, свойственную русскому покупателю: купить качественную недвижимость как можно дешевле – обычно по цене ниже рыночной. При этом русский рассчитывает извлекать гораздо больше прибыли из купленного объекта, чем позволяет рыночная конъюнктура, отмечают эксперты.

Почти половина респондентов отметила, что инвесторы ожидают умеренную прибыль от вложений в жилую недвижимость: до 5–6 % годовых. Особенно это характерно для Великобритании и Чехии. Ожидаемая доходность коммерческой недвижимости в среднем выше, чем жилой: 43,3 % респондентов отмечают, что покупатели обычно рассчитывают на доходность до 10 % годовых. Самую низкую ожидаемую доходность коммерческих объектов отметили в Чехии и Великобритании. Наоборот, вариант «более 10%» выраженно лидирует в Италии, где его выбрали 42,9 % участников опроса.

В то же время на покупательскую способность россиян продолжают влиять современные события на Украине. При этом влияние это сказывается, в основном, в выборе страны. Сейчас к выбору страны и объекта российский покупатель подходит еще более взвешенно и учитывает не только последствия мирового кризиса 2008 года, но также текущие политические настроения и свою личную ситуацию, отмечают в Knight Frank.

В прошлом году на недвижимость за рубежом россияне потратили более 12 миллиардов долларов, из которых более чем 1 миллиард долларов отправился в Соединенные Штаты – такие данные озвучивает Национальная ассоциация риелторов (NAR). Однако, в общем объеме сделок с иностранцами на рынке недвижимости США (по данным NAR) доля россиян остается незначительной на протяжении последних 4 лет, варьируясь от 3% в 2010 г. к 2% в 2012-13 гг. и до 1% в первом полугодии 2014 г. В недвижимость США перестали инвестировать, в основном, из-за санкций: раньше там покупали чиновники и люди из «большого бизнеса». Теперь, на фоне осложнившихся отношений, они переключились на другие рынки. Обидно будет, к примеру, купить дом за 15 миллионов долларов в Майами, а позже получить запрет на въезд в страну.

График показывает, сколько квадратных метров жилья в разных странах можно купить за 1 миллион долларов. Информация предоставлена компанией Knight Frank Research