Рекордную сумму компенсации морального вреда, 25 миллионов рублей, за незаконное уголовное преследование Ленинский районный суд Смоленска обязал Минфин России выплатить бывшему сити-менеджеру Константину Лазареву. В феврале этого года он был оправдан по обвинению в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. Речь шла о получении отката за участие коммерческой фирмы в муниципальных аукционах в рамках подготовки празднования 1150-летия Смоленска.

Стоит отметить, что суд частично удовлетворил иск заявителя. «Лазарев просил выплатить ему 100 миллионов рублей в порядке реабилитации за незаконное уголовное преследование, — рассказала BFM.ru представитель суда. — Он указал, что претерпел нравственные и физические страдания, провел под стражей 15 месяцев и 7 дней. Однако, основываясь на материалах дела и изучив все представленные документы, суд принял решение удовлетворить иск частично».

Уголовное дело

Сити-менеджер Смоленска был арестован 22 сентября 2011 года Останкинским судом Москвы. Одновременно суд отправил под домашний арест еще двух фигурантов дела — заместителя Лазарева Николая Петроченко и главу смоленского муниципального унитарного предприятия «Вычислительный центр Жилищно-коммунального хозяйства» (ВЦ ЖКХ) Виталия Ерофеева.

Следствие утверждало, что Петроченко и Лазарев получили 5 миллионов рублей «отката» от представителя московской фирмы «Евродизайн». Компанию подыскал Ерофеев. В обмен на мзду предпринимателям обещали заключение контрактов на благоустройство города к 1150-летнему юбилею Смоленска. Празднование было запланировано на сентябрь 2013 года.

Примечательно, что во время избрания меры пресечения Лазарев заявил, что полностью признает себя виновным и раскаивается в содеянном. Впоследствии он отказался от своих слов и заявил, что сделал признание под давлением следователей, которые за него написали нужные им показания.

В конце декабря 2012 года Смоленский областной суд освободил Лазарева под залог в 7 миллионов рублей. А 6 февраля этого года Ленинский райсуд Смоленска оправдал сити-менеджера, оставив за ним право на реабилитацию. Между тем прокуратура требовала для Лазарева 6 лет лишения свободы и штраф в размере 800 тысяч рублей.

Судьба других фигурантов сложилась иначе. Николай Петроченко, заключивший сделку со следствием, получил три года колонии условно. Виталий Ерофеев скрылся, был объявлен в розыск, но потом дело в отношнии него прекратили. Это произошло после того, как он дал показания на сотрудников полиции, участвовавших в задержании фигурантов.

Полицейские под следствием

Что же касается Константина Лазарева, то он был признан потерпевшим от действий бравших его сотрудников антикоррупционного подразделения МВД, в отношении которых в начале 2014 года было возбуждено уголовное дело. В рамках него под стражей оказался бывший глава ГУЭБ и ПК генерал Денис Сугробов и свыше десятка его подчиненных.

В рамках уголовного дела Лазарев подал иск к сотрудникам полиции на сумму 50 миллионов рублей.

Однако, как признался BFM.ru адвокат экс-обвиняемого Владимир Савин, вряд ли его клиенту удастся что-то отсудить у стражей порядка.

Взысканную же у государства компенсацию морального вреда адвокат не считает большой, а называет «разумной и адекватной». «Мне всегда хочется предложить сотрудникам прокуратуры, которые предлагают суду выплатить 300 или 400 тысяч рублей, самим сесть в тюрьму на 15 месяцев, — заметил он. — Человека взяли с рабочего места, с государственной должности, подпортили его безупречную репутацию. Вся его жизнь была перечеркнута преступными действиями сотрудников полиции».

Условный срок для агента

В начале октября этого года Ленинский райсуд Смоленска приговорил к пяти годам лишения свободы условно бывшего агента сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ Александра Леонова. Он выступал как провокатор взятки в случае с Лазаревым. Подсудимый признался, что действовал по наводке сотрудников полиции, которые просили склонить сити-менеджера к вымогательству денег.

Суд признал Александра Леонова виновным в пособничестве в превышении должностных полномочий и даче заведомо ложных показаний (ст. 33, ст. 286 и ст. 307 УК).

Право на возмещение материального ущерба

По словам Владимира Савина, у его подзащитного осталось право подать иск к казне о возмещении материального ущерба, который был ему причинен в результате незаконного уголовного преследования. «Это не выплаченная за время нахождения под стражей зарплата, это расходы на труд адвокатов и т.п. Однако по этому поводу мы еще не определились, потому, что это не самое главное», — сказал защитник.

Адвокат Игорь Трунов (в свое время он в Верховном суде признал недействующим пункт инструкции, которая ограничивала право на полное возмещение убытков, причиненных в результате незаконного уголовного преследования) считает, что должна заработать персональная ответственность лиц за незаконное уголовное преследование. Пока такая возможность анонсирована только на бумаге. По его мнению, ответ за порушенную жизнь и репутацию человека должны нести конкретные следователи и судьи, помещавшие человека в СИЗО при отсутствии на то оснований. «Получается же, что за все отдувается Минфин — государство, то есть мы с вами, — говорит эксперт. — Но при чем здесь мы? Мы платим налоги, хотим, чтобы дороги строились, а получается, что мы должны расплачиваться за судей, следователей и прокуроров».

Юрист отмечает, что решение Ленинского районного суда Смоленска пока не вступило в законную силу и наверняка будет обжаловано прокуратурой.

Стоит отметить, что на сегодняшний день сумма, взысканная Константином Лазаревым, является самой крупной компенсацией морального вреда. До этого российские суды взыскивали значительные суммы в пользу невинно осужденных, но когда речь шла не о нравственных страданиях, а о материальном ущербе.

Почувствуйте разницу

Так, в марте 2008 года Ленинский районный суд Краснодара постановил выплатить оправданному по обвинению в мошенничестве бизнесмену Виктору Стоякину 97 миллионов долларов. Сумму моральной компенсации, заявленную им в размере 10 миллионов рублей, суд снизил до 25 тысяч рублей. Решение было обжаловано прокуратурой. О том, чем закончилось дело в апелляции, не сообщалось.

В мае 2006 года Московский окружной военный суд обязал Минфин выплатить 2,7 миллиона рублей полковнику ВДВ Павлу Поповских за его незаконное уголовное преследование по делу об убийстве журналиста Дмитрия Холодова. В эту сумму вошла невыплаченная зарплата за время нахождения в СИЗО в течение четырех лет и расходы на адвокатов. Моральный же вред Павла Поповских Тверской суд Москвы оценил всего в 150 тысяч рублей.