В годовщину открытия первых в истории России зимних Олимпийских игр все разговоры идут почему-то о деньгах. В Интернете, словно по заказу, появилось несколько разоблачительных материалов о том, что олимпийские объекты брошены, а разговоры об их окупаемости оказались пиаром.

Олимпиада Сочи-2014 обошлась России в копеечку — более 50 млрд долларов. А потом случилась девальвация рубля. В данном вопросе это ключевое понятие.

Скептики не открыли Америки: объекты Имеретинской низменности лишь в рапортах чиновников окупались то за пять, то за семь лет. Например, ледовая арена «Шайба», 35 млн долларов, сейчас не функционирует вообще. Даже туалеты не работают. Арена «Фишт» — десятки миллиардов рублей уйдут только на переделку под футбольный стадион к 2018 году. Абсолютно бездействует медиацентр. Гостиницы на побережье — пусты.

Поскольку огромное количество объектов построено именно в низменности, на берегу моря, было очевидно, что зимние виды спорта там культивироваться не будут, констатирует экс-кандидат на пост мэра Сочи, общественный деятель Борис Немцов.

Борис Немцовэкс-кандидат на пост мэра Сочи, общественный деятель«Я об этом писал: это одноразовые объекты. Началась истерика. Официальные лица заявляли, что они то ли разбирать будут эти объекты, то ли куда-то переносить, то ли какие-то выставочные комплексы построят. Закончилось тем, что через год эти объекты не эксплуатируются. Там пустуют практически все гостиницы. Надеяться на то, что туда 2 млн китайцев приедут, то, о чем сейчас говорят сочинские власти, это, конечно, комедия. Далеко, некомфортно и дорого. Из всего того, что понастроено, работать может, скорее всего, только один объект — «Роза Хутор» — объект, который строил Потанин».

В принципе, это реалии последних десятилетий. Убыточные Олимпиады в Сиднее, Афинах, Пекине не смогли вернуть деньги и после Игр, до 70% стадионов не используются. А, кстати, Владимир Потанин, как и все, наверное, даже представить не мог, что приключится с «Розой Хутором» под Новый год. Вдруг выяснилось, что в Сочи просто не попасть, билетов нет ни на что. Девальвация рубля стала переключателем режима отечественного туризма. Люди массово захотели русской снежной сказки. И получилось! По крайней мере, за будущее горного кластера теперь можно не беспокоиться, говорит почетный президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев.

Леонид Тягачевпочетный президент Олимпийского комитета России«Этот Новый год приготовил нам большие сюрпризы. Наши туристы выбрали Красную Поляну, «Роза Хутор», «Карусель» — три больших горнолыжных центра. Трудно было, как в прошлые годы в Куршевель, достать размещение в Красной Поляне. Все гостиницы, все трассы были переполнены. Конечно, Новый год и каникулы недолго длятся. Все это должно быть в том случае обеспечено, когда мы будем проводить этапы Кубка мира, Европы, наши внутренние соревнования».

Отдача в сочинском бизнесе — это еще далеко. Просто хорошо, что так быстро появился спрос на Красную Поляну, но спортивные дивиденды уже есть. Прыгунья с трамплина Ирина Аввакумова — одна из лидеров мирового сезона. А горнолыжник Александр Хорошилов две недели назад стал первым россиянином, выигравшим этап Кубка мира. Этого не было вообще никогда. У Советского Союза, кстати, за всю историю тоже всего одна победа. Оба примера — результат исключительных условий подготовки, которые появились у атлетов после Игр. И, секундочку, оба вида спорта, как принято говорить, абсолютно «не наши», максимум, что было раньше — 30-е, 40-е места.

Но все-таки, что делать с Имеретинской низменностью? Местные власти очень рассчитывают на новую игорную зону, которую планируют построить вместо отмененного проекта «Азов-Сити».