Российский лес пошел с молотка
На бирже «Санкт-Петербург» стартовали торги лесом. Это уже не первая попытка вывести данный товар на биржу, тем не менее, организаторы надеются, что со временем значительная часть торговли лесом будет носить цивилизованный биржевой характер
Читать на полной версииВо вторник на бирже «Санкт-Петербург» стартовали торги лесом. Это уже не первая попытка вывести данный товар на биржу, и, несмотря на предыдущие осечки, организаторы надеются, что со временем значительная часть российской торговли лесом будет носить цивилизованный биржевой характер.
Годовой объем российского рынка лесоматериалов оценивается более чем в 4 млрд долларов, но значительная часть всей лесоторговли пока остается в тени. Впрочем, организаторы торгов и не рассчитывают, что на первом этапе работы биржи число заключенных на ней контрактов будет значительным. Тем более, вывести этот товар на биржу пытались и прежде, хотя и безуспешно, так как и покупатели и продавцы относились к таким экспериментам без интереса.
Так, до Петербурга за последние годы биржевую торговлю лесом пытались наладить в Чите и Иркутске, но это проекты, что называется, «не пошли». А в прошлый понедельник лесные контракты запустила Московская фондовая биржа, однако ни одной сделки на ней так и не зарегистрировано. Впрочем, президент биржи Алексей Рыжиков считает, что лед тронулся. По его словам, и продавцы, и покупатели леса сейчас стали активно интересоваться новым способом поиска партнеров, а на бирже аккредитовались достаточно крупные компании-производители.
«За последние полгода много компаний разорилось или объявило себя банкротами. В данной ситуации поиск новых партнеров стал актуален. А биржи — это некий механизм поиска. Конечно, можно искать и с использованием Интернета, но на бирже ведь гарантии поставки, гарантии реальности участников», — считает биржевик.
Возможно, время для организации торгов выбрано не вполне удачно, так как из-за кризиса в мире произошел резкий спад спроса на лес и лесоматериалы. Например, по итогам первого полугодия-2009 года объемы заготовок деловой древесины в России сократились примерно на 15%, и, по большинству прогнозов, эта тенденция сохранится. Причем объемы падения в отрасли за весь 2009 год могут составить 20% и более.
Против биржевой торговли, по мнению экспертов, играет и то, что значительная часть лесного рынка в России работает по теневым схемам. А выход на биржу — это полная прозрачность сделок для налоговиков.
За август на срочном рынке биржи «Санкт-Петербург» объем торгов составил 626,9 млн рублей (за июль — 757,2 млн), а общее число заключенных сделок — 1645 на 14213 контрактов (за предыдущий месяц — 1953 сделки и 19243 контрактов). Объем открытых позиций при закрытии торговой сессии зафиксирован на отметке 590 контрактов, что составляет 24,06 млн рублей.
Что касается организации торгов на бирже «Санкт-Петербург», то все контракты на ней будут носить «антиспекулятивный характер», то есть их условия предусматривают реальную поставку товара. Биржа рассчитывает на привлечение к торгам непосредственно производителей и потребителей лесоматериалов, и на начальном этапе ставка в первую очередь делается на компании Северо-Западного региона.
По словам специалиста департамента товарного рынка биржи «Санкт-Петербург» Тимура Сичинава, пока желающих заключать биржевые договоры немного, но в процессе аккредитации находится около десятка фирм. В частности, в августе прошла процедуру аккредитации на бирже и заявила о своей готовности приступить к торгам лесом и лесоматериалами компания «Выборгская целлюлоза».
«Сейчас, во времена, когда денег в стране стало не так много, участились случаи недобросовестно взаимодействия, по-русски говоря — «кидалова». Биржевые механизмы защищают предпринимателей и компании в таких случаях, поскольку те, кто будет работать на биржевом рынке, проходят аккредитацию, мы их тщательно проверяем. Существует также гарантийный механизм», — рассказал в интервью Business FM Тимур Сичинава.
В Петербурге рассчитывают, что за первый год объем сделок составит как минимум 400 млн рублей, и торговля лесом примет устойчивый характер. Правда, и на этот раз некоторые участники лесного рынка сомневаются в том, что биржевая торговля кого-нибудь всерьез заинтересует. Такого мнения придерживается, например, исполнительный директор Лесопромышленной конфедерации Северо-запада Денис Соколов: «Во всем мире, древесина — это не биржевой товар. На бирже ведь покупается определенная партия товара, которая лежит где-то, на складе и никто его не видит. Но ведь дерево — это не трубы, потому что, все партии могут быть разные, и они меняют свое качество со сроком. Например, если дождь пролился на штабель древесины, то буквально через пару дней там появится плесень. Или могут возникнуть еще какие-нибудь дефекты», — считает эксперт.
В свою очередь, вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Леонид Маклюков положительно оценил инициативу биржи «Санкт-Петербург».
«Сложно сказать насколько успешной будет эта попытка, ведь в Чите и Иркутске тоже пробовали организовать торги. Но, как говорится, не все сразу, надо накопить опыт. Торги на бирже — это рыночная форма торговли лесом, и мы как основная лоббистская организация в отрасли ее поддерживаем», — заявил лесопромышленник BFM.ru.