В России настолько опасались экономической катастрофы, что объявленное в пятницу менее масштабное сокращение ВВП было встречено как хорошая новость, пишет The Financial Times.

Большинство экономистов сходятся в том, что спасательным кругом стал фактор слабого рубля. С середины 2013 года российская валюта потеряла почти половину своей стоимости по сравнению с долларом после резкого падения в декабре. Поскольку импорт подорожал, рубль придал новое дыхание промышленному сектору России. Стоимость продукции в местной валюте уменьшилась, что подтолкнуло потребителей и предприятия покупать скорее российские товары, чем импортные. Здесь это называется импортозамещением.

«Я вижу возрождение российской промышленности, возрождение, которого мы давно ожидали», — говорит гендиректор российского подразделения немецкой химической группы Lanxess. Девальвация пришла на помощь китайским, турецким и южнокорейским компаниям, которые в России заработали на полную мощь.

Макроэкономические показатели частично подтверждают эту картину. Пострадали главным образом розничные продажи из-за падения доходов семей, тогда как замедление промышленного производства оказалось более умеренным.

Россия прогнозировала подобную ситуацию после объявления своего эмбарго на продукты и сельхозпродукцию Запада в ответ на введенные обширные санкции из-за войны на Украине. Для Москвы запрет стал причиной стимулирования своего агропромышленного сектора и замещения компонентов при производстве оружия и оборудования для добычи нефти и газа.

Однако эффект импортозамещения варьируется в различных секторах. Некоторые производители продовольствия (говядины и сыров) переживают подъем. Производители минеральных удобрений также воспользовались благоприятной ситуацией из-за слабого рубля. В то же время проблемы испытывают автопроизводители из-за резкого падения продаж новых автомобилей. Производство машин, электрооборудования, электроники и оптики также сокращается.

Украина находится на грани банкротства, пишет The New York Times. Серия политически мотивированных убийств и таинственные самоубийства бывших чиновников правительства посеяли страх в столице. Внутренние разборки начали раскалывать коалицию проевропейски настроенного большинства в парламенте. Постоянная угроза войны висит над российской границей. Год спустя после избрания Петра Порошенко президентом Украина остается глубоко завязшей в политическом и экономическом хаосе.

Как говорит один из американских экспертов неправительственной организации, украинское правительство настолько слабое и хрупкое, что не способно сделать необходимые вещи для построения единого и независимого государства. По его мнению, Порошенко, нравится он вам или нет, не справляется со своими обязанностями. Усилия по достижению политического согласия между правительством и ополчением зашли в тупик из-за процедурных вопросов, несмотря на достигнутые в феврале договоренности о децентрализации и предоставлении более широкой автономии регионам, как основы будущего полномасштабного соглашения.

В то же время экономика Украины находится в настолько плачевном состоянии, что в Киеве открыто опасаются того, что обещанные МВФ, США и Евросоюзом более 40 млрд долларов окажутся недостаточными, чтобы удержать страну на плаву. И основания для таких опасений — небеспочвенны: правительству Украины и Порошенко так и не удалось выполнить обещания покончить с эндемической коррупцией.