Владимир Путин получил в подарок от Папы Римского медаль с изображением ангела-миротворца. Президент России подарил понтифику панно с изображением храма Христа Спасителя, а также несколько томов Православной энциклопедии. В ходе итальянского визита, Путин пообщался с премьер-министром Маттео Ренци и президентом Серджо Маттареллой. Говорили об Украине и об улучшении экономических отношений. Кремль открыто предлагает Западу примириться при соблюдении своих интересов.

Владимир Путин выразил сожаление: да, у России больше нет отношений с «семеркой». Но это их выбор. Когда была «восьмерка» — элитный мировой клуб мог услышать альтернативное мнение. Это была площадка для некой дискуссии. Теперь этого нет. Но ничего, есть двусторонние связи и формат «Большой двадцатки». То, что Путин едет в Италию после встречи семерых в Баварии, куда его не пригласили, придавало визиту дополнительную интригу. Российский президент должен ответить. К тому, же «семерка» решила продлить санкции и даже не исключила новых. И на Украине вновь не спокойно. Однако какой либо жесткой риторики со стороны Москвы не последовало. В целом, ее давно уже нет. Кремль демонстриует миролюбие, насколько это сейчас возможно. Взять хотя бы пассаж о серьезных отношениях с Европой из интервью Corriere della Sera .

Владимир Слатиновполитолог«Россия делает шаг навстречу Западу, прежде всего, навстречу Европе и ожидает, по крайней мере, отсутствия ужесточения, а возможно, и некоторого потепления, пусть локальными постепенными шагами, но столь необходимыми, чтобы восстановить российский экономический рост, доступ РФ к мировым финансовым рынкам и улучшить экономическое положение в стране».

Запад, несмотря на строгий тон, дает понять, что готов иметь дело с Россией — без нее не решить насущные мировые вопросы. Опять же Путин приехал в Италию — его принимают на самом высоком уровне. Аудиенция у Папы Римского, двери в формат «восьмерки» по-прежнему открыты — конечно, нужно вести себя хорошо, нельзя дестабилизировать Украину. Но с другой стороны, прежнего не вернешь: для медиапространства Путин — отрицательный персонаж. Все материалы из России — со знаком минус, ничего хорошего там не происходит. С Москвой приходится считаться, но вынужденно. Любой уважающий себя политик должен непременно рассказать, как он остановит Путина, отмечает политолог Виктор Мизин.

Виктор Мизинполитолог«Действительно, «холодная война» — это стереотип XX века, сейчас нужно какое-то новое понимание того нового качества отношений, нового характера ситуации в мире и роли России, роли взаимоотношений ее с Западом. Пока это все где-то вилами на воде написано».

Пока нет резкого обострения на Украине, в отношениях России и Запада наметилась стабильность. Санкции действуют, но новых нет. Есть и контакты — совсем без них невозможно. Все может резко измениться, но, судя по всему, ни мы, ни они этого не хотят.

Но при этом и улучшений нет и не предвидится. Российские официальные лица всячески дают понять: все это и к лучшему — ваши санкции лишь стимул лучше работать. Но есть и другие слова: кризис не прошел, а лишь затаился на время. Нужны технологии и инвестиции. Мы же столько времени потратили, чтобы интегрироваться в мировую экономику. Скорее всего, все-таки есть осознание того, что лучше как минимум сохранить отношения на этом уровне, а желательно бы и улучшить — нужен экономический рост. Вопрос только в том, что процесс ухудшения запущен и остановить его крайне сложно. Это уже против воли участников действа.