В Киеве приступают к плану «Б» по привлечению к ответственности виновных в крушении малайзийского Boeing в Донбассе в июле прошлого года. Об этом сообщил премьер-министр Украины Арсений Яценюк после того, как Россия наложила вето на проект резолюции Совбеза ООН о создании трибунала по Boeing .

Британский премьер Дэвид Кэмерон также призвал рассмотреть альтернативные варианты учреждения трибунала.

Позже МИД Нидерландов сообщил, что есть три варианта. Первый — создать трибунал, поддерживаемый пятью странами: Малайзией, Нидерландами, Австралией, Бельгией и Украиной. Второй вариант — проведение судебного процесса в национальном суде одной из этих стран. Третий — организация суда по решению Генассамблеи ООН.

Комментируя последнее предложение, партнер Paragon Advice Group Александр Захаров отметил, что, в принципе, процедура создания международного трибунала посредством принятия решения участниками Генеральной ассамблеи не предусмотрена.

Александр Захаровпартнер Paragon Advice Group«Однако, исходя из общего контекста, такую возможность нельзя отвергать и стоит рассматривать, в общем-то, и России, как оппоненту принятия такого решения».

Что касается создания трибунала пятью странами или же проведения судебного процесса в одной из этих стран, то, по мнению юристов, Россия не обязана исполнять решения, которые там могут быть приняты.

Никакой трибунал вообще не нужен, в свою очередь, считает доктор юридических наук, профессор Высшей школы экономики Александр Домрин.

Александр Домринпрофессор Высшей школы экономики«Как игнорировать существование международного суда ООН и пытаться создать какой-то дополнительный орган, когда есть орган, специально созданный ООН? Вот это тоже большой вопрос. Было очень интересное дело Никарагуа против США. И когда США почувствовали, что международный суд ООН примет решение против Америки (тогда при власти был Рейган), заявили о том, что они отказываются признавать обязательность исполнения решений международного суда ООН. И если даже Россия окажется в углу, а я очень надеюсь, что этого не произойдет, то она всегда может сослаться на прецедент тех же самых США».

При голосовании в Совбезе по трибуналу Россия была единственной страной, высказавшейся против. Китай воздержался. Но это не означает, что Москва оказалась в международной изоляции, подчеркивает доцент кафедры политической теории МГИМО МИДа России Кирилл Коктыш.

Кирилл Коктышдоцент кафедры политической теории МГИМО МИДа России«Китай воздержался, потому что воспринимает ситуацию, как противостояние США и России. Он понимает, кто здесь игрок, кто здесь статисты. И в данном случае Китай будет играть свою игру. И в этом плане Россия оказалась ввязана в противостояние, да, пиар-обеспечение российской позиции оставляет желать лучшего, потому что свою позицию нужно было артикулировать раньше. Тем не менее, даже в такой ситуации Россия не находится в изоляции. Я не думаю, что возможно провести голосование через Генассамблею ООН».

Тем временем Совет по безопасности Нидерландов сообщил, что окончательный отчет о расследовании катастрофы малайзийского Boeing на востоке Украины будет опубликован в октябре.

Добавим, что накануне получила продолжение история с другим малайзийским Boeing, пропавшим прошлой весной над Индийским океаном.