В Казахстане создают урановый банк. Второй в мире. Первый уже создан в России в Иркутской области. В Астане подписано соответствующее соглашение между Международным агентством по атомной энергии и МИД Казахстана. Теперь страны, на территории которых есть АЭС, смогут приобрести его в казахском банке, в случае если их традиционные поставщики не смогут предоставить им топливо. Казахстан получит от проекта имиджевые дивиденды, а в перспективе, возможно, коммерческую прибыль.

Казахский банк низкообогащенного урана будет первым, находящимся в собственности не одной конкретной страны, а всего международного сообщества в лице МАГАТЭ. Российский гарантийный запас урана также создан при участии этой организации, но находится в собственности РФ. Функции и задачи у обоих урановых банков одни и те же, пояснил заместитель генерального директора ПИР-Центра Антон Хлопков.

Антон Хлопковзаместитель гендиректора ПИР-Центра«В первое десятилетие 2000-х годов целый ряд развивающихся стран высказал озабоченность тем, что рынок, где можно закупать низкообогащенный уран, не надежен. Появилась идея создать несколько банков низкообогащенного урана по всему миру в разных регионах. Первый гарантийный запас был создан в России несколько лет назад, и он функционирует. Генеральный директор МАГАТЭ Омана в июне приезжал в Россию и как раз посетил банк и посмотрел, как этот материал хранится. Гарантийный запас, который находится на территории России, создан в сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом» и МАГАТЭ. Поэтому банк в Казахстане — второй, по смыслу и по задачам абсолютно то же самое, что и в части гарантийного запаса в России. Отличие лишь в том, что материал — низкообогащенный уран, который находится на территории Казахстана, — находится в собственности Международного агентства по атомной энергии, а тот гарантийный запас, который находится в России, находится в собственности Российской Федерации, при этом создана правовая база, достаточно жесткая, которая описывает, каким образом и при каких условиях этот материал Российская Федерация передает Международному агентству по атомной энергии».

Урановый банк — это исключительно имиджевый проект Казахстана, для российской стороны проект значения не имеет, пояснил директор Института проблем энергетики, член Ядерного общества РФ Булат Нигматуллин.

Булат Нигматуллиндиректор Института проблем энергетики«Это не играет никакой роли ─ есть банк, нет банка. Есть биржевая торговля ураном, природным ураном. Мы сейчас предлагаем низкообогащенный уран, учитывая, что у нас большие мощности обогащения еще с советских времен. Это некие акции политические, имиджевая составляющая, что Казахстан ─ одна из крупнейших стран по запасам сырья природного урана. А для Казахстана важно прозвучать, что у него есть не только природный уран, который добывают разные страны, включая Россию, что у него есть банк, показать, что еще есть такая страна, как Казахстан, в котором есть такой банк под эгидой МАГАТЭ, не на российской территории, которая находится под санкциями, а на казахской территории. Вопрос заключается в том, воспользуется ли кто-то этим банком, будут ли платить туда взносы для того, чтобы держать свои резервы там».

Создание банка полностью финансируется добровольными взносами. 50 млн долларов даст собственно фонд ─ деньги на данный проект он получил от миллиардера Уоррена Баффетта. Еще около 50 млн долларов дадут власти США. Деньги выделили также Евросоюз, Норвегия, Кувейт, ОАЭ. Всего 150 млн долларов. Планируется, что этих средств хватит на строительство уранового банка и поддержание его работы в течение десяти лет.