По заявлению главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова, с 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому стандарту, где второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы. Практикуется ли подобное в Европе, и нужно ли это вводить в России?

Две недели назад на заседании Совета по русскому языку при правительстве говорили о том, что населению нужен хороший родной язык. Тогда после мониторинга СМИ предложили проверить на грамотность чиновников и политологов, мол, говорить они совершенно не умеют. Заместитель председателя правительства Ольга Голодец поддержала почин и порекомендовала начать работу, невзирая на лица. Тогда же министр образования и науки Дмитрий Ливанов заметил, что количество учителей русского языка, для которых он является родным, стремительно сокращается, особенно в регионах.

И вот очередное заявления министра в интервью «Российской газете»: «С 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому стандарту, где зафиксировано — второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы». Ливанов, правда, оговорился, что школам дается переходный период с учетом того, что не все регионы пока к этому готовы. Но возникает вопрос: если у нас не все в порядке с преподаванием русского, то надо ли вводить второй иностранный? Профессор МГИМО, ведущий программы «Умники и умницы» Юрий Вяземский считает, что это совершенно не нужно.

Юрий Вяземскийпрофессор МГИМО, ведущий программы «Умники и умницы»«Во всех странах, где развито хорошо образование, ну, за исключением Соединенных Штатов Америки и Англии, потому что там люди говорят на английском языке, изучают английский язык как язык международного общения. Его надо изучать очень хорошо. Чем лучше ты его будешь знать, тем более образованным ты будешь человеком. Практика показывает, что когда вводится второй язык, он отвлекает от изучения языка международного общения. Понимаете, есть, конечно, исключения, когда люди вполне в состоянии освоить в школе и два языка, и три языка. Как правило, 90% тех ребят, которые ко мне приходят на предварительное собеседование, понимаете, они не знают ни первого, ни второго».

В Европе существует практика изучения второго языка, но никак не в младших классах и уж точно не в обязательном порядке. Как Минобрнауки собирается ввести второй язык, если это не укладывается в программу школьного обучения? Недоумевает писатель, учитель испанского языка Лариса Райт.

Лариса Райтписатель, учитель испанского языка«Тогда объясните мне, пожалуйста, или пусть господин Ливанов, каким образом в московских школах второй язык, если он вообще существует в школе и преподается, перешел уже два года назад и так и остается в сетке платного дополнительного образования. Потому что по всем санпиновским нормам, нагрузка у детей, а школы московские все перешли на пятидневку, и просто второй язык не укладывается в сетку федеральной программы образования. Потому что нельзя, чтобы с определенного возраста было больше чем шесть или семь уроков в день».

Знания нарабатываются годами, а в Москве иностранца первый раз увидели только после перестройки Горбачева. На предложение Дмитрия Ливанова можно лишь ответить, процитировав «Евгения Онегина»: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».