Центробанк объявил войну VIP-вкладам. При выявлении «нерыночных» депозитов для особо важных клиентов банки будут наказывать рублем. Об этом заявил журналистам в кулуарах банковского форума в Сочи зампред ЦБ Михаил Сухов. Что такое VIP-вклады, и почему регулятор решил с ними бороться?

Банки привлекают VIP-вкладчиков повышенной доходностью. По словам участников рынка, ставка может быть на 2-3% выше средней при сумме от 10 миллионов рублей. В небольших банках такие клиенты, как правило, лично знакомы с топ-менеджерами или собственниками кредитного учреждения. Иногда, хотя это и неофициальная информация, таких вкладчиков обещают предупредить заранее о возможных проблемах банка. Чем это обычно заканчивается, объясняет финансовый омбудсмен Павел Медведев.

Павел Медведевфинансовый омбудсмен«Может быть, кому-то и говорят: «Уноси свои деньги скорее», но мне таких случаев неизвестно. Более того бывали же целые эпохи, когда банки разорялись, и люди теряли деньги. И я много знаю случаев, когда лучшие друзья говорили: «Идите к нам, мы вам обеспечим, в случае чего скажем», хоть бы один мне рассказали случай, когда бы сказали, ну, не знаю я этого. Дружба мгновенно разлетается в прах, как только дело доходит до денежных интересов».

Вспоминается недавняя история с VIP-вкладчиками «Моего Банка» Глеба Фетисова. Они появились там после того, как экс-сенатор решил гарантировать все привлеченные деньги собственным состоянием. На конец 13 года, за месяц до отзыва лицензии, четверть депозитного портфеля «Моего Банка» приходилась на средства состоятельных клиентов.

По данным СМИ, среди них были знакомые Фетисова из Совфеда, советник президента Сергей Глазьев, режиссер Никита Михалков. После краха «Моего банка» Фетисов пообещал рассчитаться с кредиторами. В итоге миллиардер, которого подозревают в мошенничестве, провел в СИЗО почти полтора года. Правда, долги банка на сумму более 15 миллиардов рублей погасил. Вкладчики это оценили. Глазьев и Михалков согласились дать личное поручительство, чтобы экс-сенатора отпустили под домашний арест.

Иногда VIP-вкладчиками становятся акционеры или топ-менеджеры самого банка. Для чего, объясняет начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.

Максим Осадчийначальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования«Предназначены для собственников банков или каких-то аффилированных с ним элит, может быть, для топ менеджмента. Они получают по своим вкладам больший процент. Напомню, что по вкладам действует весьма льготное налогообложение. До определенного уровня вообще отсутствуют налоги, чем и пользуются собственники для того, чтобы выводить дивиденды из банка».

Бывают и совсем уже криминальные истории, связанные с так называемыми черными депозитами. К примеру, у обанкротившегося «Мастер-банка» обнаружились около 30 VIP-вкладчиков, разместивших в нем многомиллионные суммы. Они оформляли вклады в индивидуальном порядке, договоры об открытии депозита у них есть, но, как выяснилось, банковских счетов на этих клиентов открыто не было, а документы о внесении денег отсутствовали. Мимо кассы прошло около миллиарда рублей.
Но даже если все документы оформлены правильно, VIP-клиенты все равно рискуют. Их вклады гарантированы государством только на 1,4 миллиона рублей.

Регулятора можно понять: привлечение больших вкладов под высокие проценты, действительно, может привести к краху кредитной организации. И бороться с этим, наверное, нужно. Но, скорее всего, заметных результатов это не принесет. Говорит директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов «Бинбанка» Юрий Амвросиев.

Юрий Амвросиевдиректор департамента международного бизнеса и финансовых институтов «Бинбанка»«Я думаю, что ни к чему это не приведет. Для людей, которые так называемые VIP-вкладчики, которые имеют большие суммы, им все равно, где-то деньги хранить надо и доход они хотят от депозитов получать. Либо найдут банки способы по-другому как-то компенсировать другими услугами потерянные проценты. Либо ничего не произойдет, и они будут хранить деньги под те же проценты, что и остальные рыночные клиенты от безысходности. Больше чем в России, независимо от их объема, они не получат нигде».

В ЦБ говорят, что банки, в которых обнаружат большие депозиты под высокий процент, обяжут увеличить отчисления в фонд обязательного страхования вкладов. Проблема в том, что эта норма закона вступила в силу только в июле. И ни один из опрошенных Business FM банкиров не смог сказать, насколько эффективной будет эта мера.