Постпред России при ООН Виталий Чуркин не подтверждает информацию о предложении России в 2012 году сценария «изящного» ухода со своего поста президента Сирии Башара Асада. «Мне не хочется спорить с уважаемым Мартти Ахтисаари (экс-президент Финляндии), но подтвердить, что это было именно так и такие слова говорились, я не могу», — заявил Чуркин в ходе телемоста с Нью-Йорком.

Ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Москва не занимается сменой режимов, и это в равной мере касается президента Сирии. Он также отказался комментировать заявление Госсекретаря США о том, что поддержка Россией Башара Асада ведет к усилению сирийского конфликта.

В свою очередь, представитель Госдепа США Джон Кирби, комментируя интервью Асада российским СМИ, заявил, что этому человеку, «который сбрасывал баррельные бомбы на собственный народ» и при котором стало возможно появление «Исламского государства», нельзя верить на слово.

Business FM обсудила позицию США по сирийскому конфликту с руководителем центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексеем Арбатовым. По его словам, позиция США «заключается в том, что Асад должен уйти».

Алексей Арбатовруководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН«США считают, что в настоящий момент должна прийти к власти умеренная оппозиция, которую Запад пестует и помогает, и снабжает оружием, и именно она должна бороться с экстремистами, но без Башара Асада. Он и его команда считаются нелегитимными, их обвиняют в применении химического оружия против сирийского народа, преступлениях различных. И помощь России Башару Асаду расценивается на Западе как осложняющий фактор, который мешает быстрее разделаться с экстремистами из «Исламского государства». «Исламское государство» возникло не по вине Башара Асада, а фактически из-за того, что в Ираке в результате гражданской войны, в Сирии воцарился хаос, и в условиях хаоса всегда экстремисты одерживают верх и привлекают к себе многочисленных сторонников, и начинают реализовывать свои бредовые, безумные идеи построения халифата на основе Корана».

Чем объяснить нелогичное поведение американцев в сирийском конфликте?

Федор Лукьяновпредседатель президиума Совета по внешней и оборонной политике«На Западе с самого начала сирийского кризиса, еще до того, как кто-либо слышал про ИГ, существовала точка зрения, что главная проблема Сирии — это ее кровавый диктатор-президент, и для того, чтобы начать национальное примирение, формирование нового государства, его надо ликвидировать, убрать с поста. И дальше это тянется уже 4,5 года. Российская позиция всегда была диаметрально противоположной. То есть Асад хороший или плохой — вопрос спорный, дискуссионный, но как раз он олицетворяет некую стабильность или, во всяком случае, надежду на стабильность Сирии, а как только он уберется, страна развалится. Вот это разногласие осталось, хотя, казалось, относительно недавно, пару месяцев назад в неформальных разговорах американские представители признавали, что, в общем, сейчас уже не в Асаде главная проблема. Риторика сохранялась: он должен уйти, но фактически они требования несколько сместили на периферию. Сейчас вот этот рецидив связан с тем, что, конечно, США несколько ошарашены российским напором. То есть, в общем, в очередной раз мы совершили такой кульбит, никто не ожидал, что вот так резко начнется эскалация поддержки. И, я думаю, что, прежде всего, эта реакция связана с нежеланием США позволить России набрать на этом какие-то очки или вообще продемонстрировать инициативу и дееспособность».

Министр обороны Фрации Жан-Ив ле Дриан заявил, что ИГ обучает боевиков на территории Сирии для совершения терактов в Европе. На вопрос о том, может ли это повлиять на США, или Штатам все равно, потому что исламисты далеко от них, Лукьянов ответил: «Нет, так нельзя говорить, что им все равно, потому что далеко. США — страна, которая вовлечена во все процессы и не может от них отгородиться в любом случае. А в Европе та же позиция, столь же запутанная и невнятная — что и Асад ужасен, и ИГИЛ ужасен, а кто ужаснее, каждый интерпретирует по-своему. Но я думаю, что в Европе, конечно, в силу близости, особенно сила кризиса с беженцами, если так пойдет, как сейчас, то через несколько недель все общественные настроения могут измениться радикально. Но в целом отказаться от своей позиции, которая была на протяжении почти 5 лет, о том, что Асад — это страшное зло, из-за которого все плохо, отказаться от этого и признать, что, может быть, мы были не правы, сейчас никто на Западе не готов».

Москва призывает все страны консолидировать свои усилия для борьбы с угрозой «Исламского государства» на Ближнем Востоке, при этом решающую роль должен играть Совбез ООН, — заявляют в российском МИД. На Смоленской площади назвали «очень скромными» успехи возглавляемой США международной коалиции по борьбе с исламистами.