Производители железнодорожной техники и разработчики инновационных транспортных технологий не спешат уходить с российского рынка. Напротив, они готовы участвовать в новых совместных с РЖД проектах. Свидетельство тому – юбилейный пятый Международный салон «ЭКСПО 1520» в Щербинке. В этом году в форуме участвовали 29 стран, четыре из них — впервые, в частности, Нидерланды.

Европейские компании показали новые разработки, которыми заинтересовались «Российские железные дороги», говорит старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович.

Валентин Гапановичстарший вице-президент РЖД«Есть очень интересные разработки наших западных партнеров в области кибербезопасности и защищенности объектов инфраструктуры, снижения уязвимости этих объектов. Интересные разработки были показаны и французскими коллегами, и немецкими компаниями в области содержания инфраструктуры в части механизации. Это значительно снизит наши издержки, что очень важно при эксплуатации объектов путевого комплекса».

Есть новые проекты и в области пассажирских перевозок, которые появятся в России:

«Мы скоро будем пассажирами двухэтажного «Аэроэкспресса». Это швейцарская компания Stadler, сборка на территории Белоруссии. Они собирают поезда в двухэтажном исполнении, которые закупил «Аэроэкспресс» для организации перевозок между аэропортами Москвы и вокзалами. Я думаю, к концу года будет получен сертификат соответствия, и мы скоро будем пассажирами этих высококомфортабельных, вместительных и экономичных поездов».

Российская сторона тоже заинтересовала иностранцев. Например, большой популярностью пользовалась динамическая экспозиция, где было показано 37 действующих образцов железнодорожной техники — от паровоза начала прошлого века и до самых современных машин и локомотивов, которые выпускаются в России. По количеству натурных экспонатов салон «Экспо 1520» занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Финнов заинтересовали российские разработки по использованию природного газа в качестве топлива:

«Специально приехал наш коллега, руководитель финских железных дорог, господин (Mikael) Aro, который приехал только за одним: посмотреть на технику, работающую на сжиженном природном газе. Мы проехали и на газотепловозе, и на газотурбинном локомотиве, ну и заодно и на паровозе, потому что нельзя говорить о новой технике, не зная историю России, историю российских железных дорог. Достаточно интересной была встреча. И мы ожидаем продолжения сотрудничества в области зеленых технологий. Будем надеяться, что российская промышленность получит заказы, в том числе на производство локомотивов или компонентов, работающих на экологически чистом сжиженном природном газе».

В целом форум показал, что российские производители железнодорожной техники сумели приспособиться к сложной экономической ситуации, говорит Валентин Гапанович:

«Те проблемы, которые возникали в начале года, это связано было с финансированием, решены. Заводы вошли в рабочий ритм по тем программам, что мы планировали по производству локомотивов. Радует, что локомотивы, которые мы закупаем, по надежности достигли тех параметров, которые мы закладывали на стадии проектирования. Это касается предприятий «Трансмашхолдинга», и «Уральские локомотивы» компании «Синара». «Калугаремпутьмаш» новый продукт представила на выставке, подчеркиваю, что это уже чисто российские разработки данного предприятия, очень интересные высокопроизводительные машины и механизмы для ремонта и содержания инфраструктуры. Много было представлено средств малой механизации, систем железнодорожной автоматики, это системы управления движением поездов именно российских разработчиков».

Что касается внедрения в России новых зарубежных технологий, представленных, в том числе, и в Щербинке, то РЖД всегда приветствует такое сотрудничество. Но есть и определенные требования российской стороны:

«Мы видим новую технику, новую технологию. Мы говорим: у нас ориентировочные объемы ожидаются такие, вы согласны на такие условия? Но вы имейте в виду, что у нас же компания тоже рыночная, мы не можем кому-то сделать эксклюзивное предложение. Поэтому мы говорим: да, мы хотим технологию или технику у себя иметь в Российской Федерации. Поэтому давайте ваши предложения, вот наши рынки, вот наши потребности, вот горизонты планирования. Вот именно такой подход».

Итоги форума «1520»: подписано 17 стратегически важных для транспортной отрасли соглашений, в том числе, со Швейцарией о сотрудничества в области прорывных инновационных технологий до 20-го года. Эти программы направлены на долгосрочное развитие железнодорожной отрасли. Кроме того, в рамках программы салона прошло 15 деловых мероприятий в различных форматах:

«Здесь мы, в основном, рассматриваем новую технику, новые технологии, обмениваемся мнением, проводим круглые столы. Я бы еще отметил, наверное: впервые достаточно активно участвовала молодежь. Мы всегда говорим, что у нас мало инженеров, мало специалистов в области техники, технологий. На этой выставке мне было очень приятно увидеть там много молодежи».

Юбилейный салон «Экспо 1520» в Щербинке показал, что иностранный бизнес по-прежнему заинтересован в российском рынке, говорит старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович:

«Наша площадка за эти годы, а это пятый юбилейный форум уже, наверное, приобрела некую известность. И компании, которые хотели бы открыть свой бизнес в России, считают возможным в этой сложной экономической ситуации, которая и в Европе, выходить на совместные проекты, на создание новых продуктов».

Другими словами, российские и зарубежные компании обмениваются опытом, создают совместные предприятия, внедряют технологии и, благодаря этому, развивают свой бизнес. А РЖД использует эти разработки, чтобы модернизировать железнодорожную инфраструктуру, снизить издержки, повысить качество перевозок. Выгоду получают все.