Снижение реальных доходов населения и неуверенность в завтрашнем дне, вызванные непростой экономической ситуацией, заставляют покупателей максимально придирчиво выбирать жилье. Большинство из них, особенно если речь идет об эконом-классе, вынуждены действовать в рамках жестко ограниченного бюджета, и тут особенно важно не прогадать при поиске объекта с оптимальным соотношением цены и качества. А в нынешних условиях сделать это не так-то просто: предложение существенно превышает спрос, а застройщики готовы идти на любые уступки, лишь бы поддержать уровень продаж. Впрочем, текущий кризис заставляет покупателей выбирать то, что подешевле, поэтому решающим фактором все же становится цена вопроса.

Софья Лебедевагенеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки»«Снижение доходов привело к тому, что на первый план выходит стоимость квартиры. Спрос переориентировался на более бюджетное жилье – некоторые готовы выбирать квартиры в проектах классом ниже или же варианты в том же классе, но с меньшим метражом. Вторым по значимости критерием является транспортная доступность. Желающих купить жилье в значительной удаленности от столицы в попытке сэкономить не так много. Именно поэтому по-прежнему наиболее востребовано бюджетное жилье в границах Москвы и в ближайшем Подмосковье. Покупатели настроены на максимальный торг и предпочитают гарантированно выбрать жилье «по карману». Если покупатель покупает квартиру с привлечением ипотечного кредита, он предпочтет выбрать квартиру поменьше или в более бюджетном проекте, рассчитывая потом поменять жилье на более комфортное. Сейчас не все покупатели готовы подписаться под большими ежемесячными платежами, потому что нет уверенности в том, что доходы не продолжат падать и что удастся сохранить рабочее место».

Застройщики, в свою очередь, стремятся по максимуму использовать это вполне понятное желание сэкономить, соблазняя потенциальных покупателей всевозможными акциями и скидками. Разумеется, рассчитывать на приличный дисконт в наиболее ликвидных объектах все же не приходится: спрос на такие квартиры есть всегда, но рядовые проекты, вынужденные конкурировать друг с другом, сейчас предлагаются на довольно выгодных условиях.

Мария Литинецкаяуправляющий партнер «Метриум Групп»«Сегодня проекты могут пользоваться спросом во многом благодаря максимально широкой линейке инструментов покупки жилья. Так, в сегменте эконом-класса акции и бонусы предлагаются в 54,5% ЖК, в бизнес-классе — в 48% ЖК, в элитном классе – в 19,6% ЖК. Однако необходимо понимать, что речь идет об акциях, условия которых известны. Почти во всех проектах бизнес- и элитного классов также обсуждаются индивидуальные дисконты и преференции. Помимо вышеперечисленных акций, более чем в 80% ЖК, реализуемых на территории столицы, используется такой инструмент продаж, как рассрочка. Однако по сравнению с прошлым годом условия ее предоставления изменились. Во-первых, в 2014 году многие застройщики давали беспроцентные рассрочки до 6 месяцев. Сегодня же количество подобных предложений значительно уменьшилось: рассрочки даже на 3-6 месяцев теперь выдаются преимущественно под проценты. Во-вторых, увеличились сами проценты по рассрочке. Если год назад переплата составляла порядка 12-14%, то сегодня уже 14-16%».

Впрочем, даже если покупатель располагает достаточным бюджетом для приобретения оптимального для себя жилья, расслабляться, изучая рекламные проспекты застройщиков и выбирая приемлемые условия по ипотеке, ему все же рановато. Не стоит забывать, что трудные времена настали не только для потребителей, но и для самих девелоперов, многие из которых обременены многомиллионными кредитами в валюте и, несмотря на отчаянную активность отдела продаж, балансируют на грани банкротства.

Юлиан Гутмандиректор Департамента новостроек ИНКОМ-Недвижимость«В последний год фактор надежности застройщика стал одним из основных – покупатели хотят быть уверены, что приобретаемое ими жилье будет построено в срок. Теперь они больше доверяют опыту риелторской компании, специалисты которой могут помочь выбрать среди множества предложений от самых разных застройщиков объект наиболее надежный и отвечающий запросам клиента. А также подробно объяснить все возможные инвестиционные риски при покупке жилья в новостройке на разных этапах строительства, чтобы можно было взвесить все «за и против» и принять правильное решение».

По словам экспертов, сейчас покупатели доступного жилья готовы досконально изучать всю информацию о девелопере и его проектах, чтобы свести к минимуму шанс потерять вложенные деньги. Неудивительно, что многократно возросший риск недостроя смещает спрос в сторону новостроек в высокой стадии готовности, когда проект уже вряд ли будет заморожен. К тому же, покупатели охотнее становятся клиентами крупных застройщиков, бизнес которых диверсифицирован, а объекты находятся на проектном финансировании.