Акции «Трансаэро» выросли почти на 40%, до 9,51 рубля, в начале торгов на Московской бирже, спрос превысил 200 млн рублей. Бумаги «Аэрофлота» снижались более чем на 4%. Затем к 11:00 ценные бумаги обанкротившегося авиаперевозчика выросли до 12 рублей за штуку, прибавив таким образом 76,5%, а затем рост составил почти 200%.

Накануне вечером стало известно, что контрольный пакет «Трансаэро» покупает компания S7. Новый владелец дал понять, что будет пытаться избежать банкротства «Трансаэро». Однако уже сегодня утром было заявлено, что дальнейшая деятельность перевозчика невозможна. Об этом сообщил глава Минтранса Максим Соколов в эфире «Россия 1». Он также сказал, что сертификат эксплуатанта перевозчика будет аннулирован с 26 октября.

Максим Соколовглава Минтранса«Что это означает? Что ко времени наступления зимнего расписания, как раз 26 октября, когда все авиакомпании мира значительно снижают свои объемы перевозок, самолеты компании «Трансаэро» не могут уже подниматься в воздух. Всех пассажиров, которые имеют на руках билеты, как мы и говорили об этом раньше, возьмет на себя группа компаний «Аэрофлот», и они будут перевезены непосредственно на рейсах «Аэрофлота» или рейсах других российских авиакомпаний, которые в этой ситуации подставят свое плечо. Мы четко знаем количество пассажиров на сегодняшний день, которые купили билеты «Трансаэро» их, кстати, сегодня чуть меньше 150 тысяч, но к 26 октября их станет еще меньше — менее 100 тысяч».

Росавиация не получала никакой официальной информации о приобретении «Трансаэро» авиакомпанией S7. Об этом заявил на пресс-конференции глава агентства Александр Нерадько. Сертификат эксплуатанта перевозчика будет аннулирован с 26 октября. Эксперты сделали вывод, что «Сибири» нужна маршрутная сеть «Трансаэро», но глава Росавиации заявил, что направления принадлежат государству.

Александр Нерадькоруководитель Росавиации«Хотелось бы обратить внимание на то, что международная маршрутная сеть — это не собственность авиаперевозчиков, а права государства, то есть это государственный ресурс, распределяемый в установленном порядке Министерством транспорта РФ. Чтобы не прерывалось воздушное сообщение с зарубежными странами, распределение направлений будет осуществлено в кратчайший срок. Авиакомпания «Трансаэро» до последнего времени была обладателем допусков на полеты по 156 международным направлениям. «Аэрофлот» претендует на 57 из них. Таким образом, монополизация маршрутной сети «Аэрофлотом» не обсуждается. В СМИ с различной периодичностью также появляется неподтвержденная информация о неких достигнутых с отдельными кредитными институтами договоренностями о переносе сроков погашения выплат по кредитным договорам, называется пул кредитных организаций. Хотелось обратить внимание, что общая сумма кредиторской задолженности по этому пулу составляет около 10% от всего объема кредиторской задолженности авиакомпании, включая лизинговые платежи. Хотелось бы обратить внимание также на то, что никакого документального подтверждения о достигнутых договоренностях в Росавиацию не поступало, как не поступало и никакой информации о ведущихся переговорах о приобретении «Трансаэро» другим перевозчиком S7, а также о результатах этой сделки».

Общий долг «Трансаэро» 260 млрд руб. Ранее иски о банкротстве «Трансаэро» уже подали Сбербанк и «Альфа-банк». ВТБ также намерен в ближайшее время обратиться в арбитражный суд с аналогичным требованием. Соглашение о продаже контрольного пакета акций «Трансаэро» было подписано накануне вечером.

Сумма сделки, по которой S7 купила 51% «Трансаэро», не раскрывается. Но, по словам владельца «Трансаэро» Александра Плешакова, цена пакета составила «существенно более одного рубля», за который предполагалось ранее продать 75% «Трансаэро» «Аэрофлоту».

Зачем S7 нужен такой проблемный актив, как «Трансаэро»?
И что будет после объявления Минтранса о прекращении деятельности перевозчика?

Сергей Веховдиректор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис»«Если «Трансаэро» полностью прекращает свое существование, то маршрутная сеть тогда будет делиться между теми, кто будет претендовать на нее, и кому решит передать ее Минтранс. Если же компания остается и появляется новый владелец, например, то машрутная сеть остается за ней, ее нельзя забрать. «Трансаэро» принадлежит S7, и тогда S7 — владелец всего, в том числе долгов и маршрутной сети. Что тогда будет с долгами «Трансаэро»? Да, по ним однозначно придется отвечать. Но я думаю, расчет такой: как всегда социальная ответственность, помощь правительства, я думаю, надежда у S7 на это — помогите нам, мы же перевозим людей, не будем их перевозить — начнутся демонстрации в аэропортах, перекрытие шоссе и так далее. То есть такой легкий шантаж правительства с угрозой социальных осложнений, чего, конечно, наше правительство побаивается, все это знает. Бренда, компании «Трансаэро» больше не существует. Мне кажется, все, конечно, к сожалению, история закончилась».

В Минэкономразвития прямо сказали в интервью ТАСС, что «основной бонус или интерес S7 — это маршрутная сеть «Трансаэро». И поэтому помощь государства будет заключаться в том, чтобы компания не была лишена приза, за которым она идет».

Ранее «Аэрофлот» пообещал перевозить пассажиров «Трансаэро» до 15 декабря включительно. Правда, председатель совета директор «Аэрофлота» Кирилл Андросов заявил, что его компания оформила средства на перевозку пассажиров как кредиты «Трансаэро» и предпримет все усилия для их возврата.

Но наряду с «Аэрофлотом» пассажиров «Трансаэро» с 7 октября перевозит и S7. Как сообщалось, на безвозмездной основе.