Право россиян на выбор варианта пенсии могут продлить еще и на следующий год. Такой законопроект правительство утвердило и теперь намеревается внести в Госдуму. Произошло это всего за два месяца до конца этого года, то есть когда срок для выбора между накопительной и распределительной пенсией должен был истечь.

Хотя еще летом с идеей продлить срок на следующий год выступали негосударственные пенсионные фонды, банкиры, идею поддерживал ЦБ и Минфин, и сейчас инициатором законопроекта стал именно Минфин. А вот в социальном блоке правительства, как писали СМИ, выступают против этой идеи. Пресс-секретарь вице-премьера Ольги Голодец Алексей Левченко заявил, что не в курсе подготовки этого законопроекта, в Минтруда и Пенсионном фонде комментировать ситуацию отказались. Но срок необходимо продлить, чтобы у людей было время определиться, говорит заместитель генерального директора по развитию пенсионного бизнеса ЗАО «Русские фонды» Виталий Плотников.

Виталий Плотников

заместитель генерального директора по развитию пенсионного бизнеса ЗАО «Русские фонды»

«Обязательно нужно продлевать и, может быть, не на один год, а на пару лет, потому что, как мы все хорошо помним, мы пережили полтора года заморозки взносов на пенсионные счета, непрерывные разговоры о прекращении накопительной части, причем со стороны высших чиновников российских. И люди в течение этого времени, это я наблюдал многократно, были просто дезориентированы. Поэтому людям надо дать больше времени на то, чтобы осознанно принять решение. Если срок не будет продлен на возможность выбора страховщика, то, как считается, пострадают «молчуны» — те, кто еще выбор никакой не делал, не распоряжался еще своим счетом. После 31 числа на их счет прекратят поступать какие бы то ни было взносы — все взносы будут зачислять в страховую часть. Какой-то остаток, который там накопился, вроде как никуда не денется, по крайней мере, нет оснований считать иначе, но взносы туда перестанут поступать. Поэтому «молчунам», которых еще оценивается миллионов в 20, не меньше, надо больше времени на то, чтобы какое-то решение все-таки принять. Люди обращаются за разъяснениями, плюс сами негосударственные пенсионные фонды достаточно активно пытаются донести эту информацию до людей. Но насколько глубоко и отчетливо люди понимают эту проблему для себя, так судить трудно. По оценкам экспертов, считается, что в этом году может так получиться: самое большое количество людей сделает выбор за всю историю реформы».

Следующий год станет третьим, когда деньги в накопительную часть поступают, но замораживаются государством. Если сделать выбор в пользу накопительного элемента, есть риск, что деньги правительству понадобятся снова. Но преимущество накопительной части в том, что это «живые» деньги, в отличие от страховой, размер которой фиксируется в баллах. Если отказаться от накопительной части в пользу страховой, то не известно, на какой уровень ее будут индексировать. Для примера: человек с заработком в 100 тысяч рублей, инвестировавший в частный пенсионный фонд, накопил за последние 8 лет 300 тысяч рублей.

Власти до сих пор особенно не напоминали гражданам о необходимости сделать свой выбор до конца года и не объясняли достоинства и недостатки каждого из вариантов. В итоге информированность населения почти на нулевом уровне, говорит член совета директоров страховой компании «Ренессанс жизнь» Юрий Смышляев.

Юрий Смышляевчлен совета директоров страховой компании «Ренессанс жизнь»«Общаясь с клиентами, нам иногда приходится видеть удивленные глаза и слышать вопрос: а как, у меня что-то есть в государственной системе? На самом деле, конечно, пока не происходит контакт с «молчуном», и пока ему не разжевывают и не объясняют, какие у него есть возможности, права, можно сказать, что эта тема проходит мимо, потому что для люди, рожденные после 1967 года, не увязывают свою будущую пенсию с тем, что выбор надо делать сегодня. Для них пенсионный вопрос — это что-то такое далекое, из разряда космоса, и не сейчас принимать решение. Поэтому есть такой пассивный, инертный момент: «молчуны», даже видя какое-то объявление, рекламу, не бегут и не выстраиваются в очередь, чтобы принять решение сейчас».

Проблема в неопределенности того, что будет дальше, комментирует зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев.

Николай Коломейцевзампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов«Те, кто определяют у нас экономическую политику, ищут, кого бы еще грабануть. Поэтому на эту часть пенсии все время идет претензия. Там лоббирующие группы, то с одной, то с другой стороны, и из-за этого шарахания. У нас ведь провозглашенные условия не выполняются. Поэтому продлить его, не продлить — ничего не изменится, потому что никто не знает, как будет завтра. Если вы сейчас позвоните Топилину, его заму Пудову, который занимается пенсионной реформой, Дроздову, потом позвоните Голодец, потом позвоните Улюкаеву — я вас уверяю, что вы из пяти человек трех мнений не получите одинаковых. Каждый из них вам будет говорить по-своему. А если вы туда еще и Силуанова добавите, то еще получите одно мнение. В этом проблема. Вы знаете, мне хоть уже скоро на пенсию, я о ней пока не думаю. В нашей ситуации, когда экономика, по большому счету, стагнирует, хоть это и не признается, но у нас идет стагнация экономики в силу недоступности финансовых ресурсов. И в данной ситуации — ну, вы выберете, а завтра правила игры поменяют. И что дальше? Одно разочарование. Вы определились, выбрали, а завтра взяли, внесли новый закон. Получается, вы о пенсии подумайте сегодня, а вам завтра говорят: да нет, это вчера было, завтра уже будет по-другому».

Ранее официальный представитель Пенсионного Фонда России Марита Нагога в интервью Business FM допустила возможность того, что время для выбора будет продлено. «Я так понимаю, что эта тема широко дискутируется, обсуждаются вопросы продления права выбора человеком варианта пенсионного обеспечения. Если будут внесены изменения в закон, то выбор будет и дальше продолжаться. А для молодых он будет в течение пятилетнего периода от начала трудовой деятельности», — сказала она.

Газете «Коммерсантъ» в Пенсионном фонде сообщили, что основной поток потенциальных клиентов частных пенсионных фондов все равно снижается, поскольку большинство уже сделало свой выбор за объявленные законом два года. Частично на снижение интереса к частным фондам повлияла и история с фондами Анатолия Мотылева, которые лишились лицензий вслед за его банками.