Снижение инвестиций достигнет своего дна в первом квартале 2016 года. Такой прогноз обнародовал замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев. По его словам, консервативный сценарий министерства на 2016-2018 годы исходит из прогноза цены на нефть в 40 долларов за баррель. Это означает повторный шок для экономики.

Business FM спросила у представителей бизнеса, готовы ли они ко второму шоку и как пережили первый. Главу инжинирингового холдинга «КИТ» Александра Толстых не пугает такой сценарий. Он оптимистично верит, что нефть не может стоит 30-40 долларов за баррель, а экономика будет оставаться стабильной.

Александр Толстыхглава инжинирингового холдинга «КИТ»«Сразу могу сказать, у нас не большая доля зарубежного оборудования. Именно шоком для нас ситуация не стала, потому что мы все-таки строим, производим, у нас собственный проектный институт, изначально российская производственная база. Но ограничение инвестпрограмм и как следствие сокращение контрактов, на которые мы рассчитывали, конечно, отразились определенным образом. Нам просто пришлось проявить определенную гибкость, чтобы переориентироваться на других заказчиков. Удалось удержать бизнес исключительно в режиме ручного управления и в принципе удержать на достаточно приличном, неплохом уровне. Что касается перспективы дальнейших экономических шоков, я бы не стал так усугублять ситуацию. У любых падений есть предел, и нефть не будет стоить условно 30 или даже 40 долларов. Я думаю, что все-таки будет держаться более-менее приличный уровень, поэтому сгущать краски и нагонять какую-то панику я бы не стал. Тем более не стоит забывать, что достаточно высокий курс и экспортная ориентация российского сырья позволяет держать тот самый баланс, за счет которого экономика остается в стабильном состоянии, несмотря на стагнацию в отдельных отраслях».

Комментирует председатель совета директоров МДМ-Банка Олег Вьюгин:

Олег Вьюгинпредседатель совета директоров МДМ-Банка«В принципе, вероятность второго шока существует, потому что рынок нефти нестабильный, и вполне возможно, что будут еще неприятные сюрпризы. Поэтому здесь такой риск, если веришь, что больше второго шока не будет, тогда ты считай, веришь в рынок нефти, то чего-нибудь можно и купить. Некоторые, по-моему, сейчас так и делают, судя по движению рынка. Я бы не стал. Но это не значит, что другим не надо, это не совет».

Мнение председателя партии «Гражданская инициатива», бывшего министра экономики Андрея Нечаева, таково:

Андрей Нечаевпредседатель партии «Гражданская инициатива»«Я пока не вижу оснований, почему бы в России начался бы какой-то зримый экономический рост, если мы не говорим о чисто статистических эффектах, например, низкой базы четвертого квартала прошлого года и так далее. Потому что основных драйверов экономического роста просто нет. Инвестиции очень сильно упали, реальное потребление очень сильно упало, поэтому, я думаю, что можно не торопиться в этом смысле, едва ли в ближайшее время стоимость активов начнет как-то бурно расти».

Председатель совета директоров «Арбат капитал менеджмент» Алексей Голубович такой оптимизм не поддерживает. Неуспешно пережив прошлое падение нефти и рубля, он готовится к худшему, если национальная валюта рухнет еще раз.

Алексей Голубовичпредседатель совета директоров «Арбат капитал менеджмент»«Если предыдущим шоком считать момент падения рубля вслед за резким снижением цен на нефть, то мы на этом, конечно, потеряли деньги, потому что мы недооценили, на сколько ЦБ готов провалить национальную валюту, и рано начали покупать рубль, чтобы сделать какие-то рублевые инвестиции. На этом и потеряли в прошлом году. После этого решили рублевыми инвестициями не заниматься до тех пор, пока не будет четкого тренда на укрепление рубля, который не будет раньше роста цен на нефть. Следующий шок, видимо, будет связан с тем, что цена на нефть сделает еще одно движение вниз. Это связано с тем, что общеэкономическая ситуация на большинстве рынков ухудшается, а производство нефти пока сколько-нибудь существенно нигде, кроме США, не сокращается, и многие страны вынуждены производить столько же нефти, сколько и раньше, для поддержания своих бюджетов. В этой ситуации затоваривание и падение цен на нефть практически неизбежны, но продлится это, наверное, несколько дольше, чем во время кризиса 2009 года, когда нефть упала до 35 долларов за Brent и отскочила буквально в течение нескольких дней».

По мнению Алексея Голубовича, шок, который нас ждет от нефти, будет очень болезненным для всей российской экономики и может повлечь падение рубля и вслед за ним всех остальных активов в стране еще на 20-30%.

Гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков отмечает, что важно спасать в сложной ситуации не только бизнес, но и заботиться о штате компании, например, вовремя выдавать зарплаты.

Виктор Четвериковгендиректор Национального рейтингового агентства«У нас, наверное, первый шок, который случился после санкций, в основном сказался на покупательной способности. Если говорить о людях, которые у нас работают, конечно, мы будем стараться поддерживать их и стараться делать так, чтобы они работали и получали зарплату своевременно. Любой шок — это не резкая остановка автомобиля. Экономика страны — механизм достаточно инертный, и если какие-то события происходят и связаны с резким повышением цен, есть какой-то отлагательный период, то есть, наверное, только через несколько месяцев, возможно, в начале следующего года следует ожидать реакцию на второй шок. Поэтому я думаю, что мы только в перспективе еще дальше увидим какие-то последствия второго ценового скачка по нефти и вообще каких-то новых экономических реалий».

Виктор Четвериков надеется, что плавный характер реакции экономики на повторный шок позволит бизнесу успеть приспособиться к новым условиям.