Белоруссия деноминирует нацвалюту с 1 июля следующего года. Соответствующий указ подписал президент страны Александр Лукашенко. Курс обмена составит 10 тысяч старых рублей к одному новому. Надо ли России последовать примеру Белоруссии?

Олег Вьюгинпредседатель совета директоров «МДМ-Банка»«Там, в Белоруссии, все были миллионеры, и, конечно, деноминация полезна, потому что считать в миллионах как-то неудобно. Поэтому, видимо, такое решение. В свое время в России тоже была деноминация, чтобы перейти от очень крупных банкнот к банкнотам в более или менее разумных масштабах. Так что именно этот мотив является главным, никаких больших прибылей ни одной из сторон это не несет. А у нас, в России, пока миллионеров не так много».

Ситуацию в беседе с Business FM также прокомментировал экс-глава Центробанка РФ Сергей Дубинин.

Сергей Дубининчлен наблюдательного совета ВТБ«С моей точки зрения, в настоящий момент у нас нет такой высокой инфляции, мы не пережили период гиперинфляции, который превратил бы рубль в 1000 рублей по покупательной способности, то бишь наоборот, когда 1000 рублей стала стоить рубль. Ну, с меньшим масштабом цен сама по себе операция никакого конкретного результата дополнительного не приносит. Более того, когда мы шли на деноминацию, кроме эффекта определенного пропагандистского задача стояла как раз сделать ее максимально незаметной для населения, что и было исполнено. Сейчас мало кто вспомнит даже, когда и что происходило. В отличие от советских денежных реформ, ни у кого ничего не конфисковывали, поэтому просто изменился масштаб цен. Ситуация тогда была тоже с отбрасыванием трех нулей, как сейчас в Белоруссии. Я, к сожалению, не знаю все подробности белорусского варианта, но я думаю, что там тоже нет задачи конфискационной. То есть не стоит вопрос об обмене старых купюр на новые только в определенной сумме, это типичная денежная реформа советского времени. Вот что было в 1947 году, происходила и павловская последняя реформа — только определенная сумма денег считалась честно накопленной, все остальное просто у вас конфисковывалось. В этом принципиальное отличие того, что сделали мы в 1997 году, когда все купюры так же точно продолжали быть в обращении. Их потихоньку изъяли, никто этого не заметил».

Надо ли деноминировать российскую валюту? Рассуждает экс-министр экономики, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин:

Евгений Ясинэкс-министр экономики, научный руководитель Высшей школы экономики«Нет, и там не нужно. Это ищет спасения Лукашенко. Между тем главная опасность для Белоруссии — это сам Лукашенко. Поэтому переведите на русский язык: совершенно в этом нет необходимости, с моей точки зрения. Просто нужна более свободная политика, которая означала бы расширение поля жизни для рыночной экономики: либерализация, верховенство закона и так далее».

В Нацбанке Белоруссии заявляют, что процесс деноминации носит технический характер и не повлияет на курс национальной валюты. Около 40% опрошенных на сайте BFM.ru считают, что и в России следует провести деноминацию, чтобы доллар стоил, например, 6 рублей 40 копеек. 60% считают, что деноминация рубля не требуется.