Решение Межгосударственного авиационного комитета о приостановке сертификата типа на Boeing 737 не повлияет на российские авиакомпании. Об этом заявляют эксперты, ссылаясь на Воздушный кодекс.

Накануне МАК принял такое решение, как говорится на его сайте, из-за бездействия Росавиации. Свое решение комитет связывает с расследованием авиакатастрофы в Казани, произошедшей два года назад. В июне этого года «руководством Росавиации была вновь озвучена позиция, что причиной происшествия явился отказ привода системы управления рулем высоты из-за конструктивных недостатков самолетов Boeing 737», напоминает МАК.

Из 194 «Боингов-737», принадлежащих российским перевозчикам, в России зарегистрированы только шесть. Остальные на Бермудах и в Ирландии. В месте прописки лайнера каждое конкретное судно получает сертификат летной годности, который априори важнее сертификата типа, выдаваемого Межгосударственным авиационным комитетом, говорит управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Андрей Крупский.

Андрей Крупскийуправляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры»«Что касается оформления транспортных средств на иностранные компании, действительно эта практика является мировой. Она касается и авиапарка, и все знают, что корабли и яхты, ввиду международного масштаба использования, тоже часто регистрируются не на российское государство. Здесь правовой вопрос связан не только с местом регистрации, но и с конкретно отозванным документом, типом документа, который мы сейчас обсуждаем. Согласно решениям, речь идет о сертификате типа, то есть под сомнение поставлена безопасность модели в целом. Но чтобы приостановить, именно запретить, по сути, полеты, использование конкретных моделей, необходимо вести речь о приостановке сертификата летной годности, это немножко другой документ. Законодательство наше различает две стадии допуска и сертификации авиапарка. Согласно изменениям в законодательстве 2015 года, летом принят федеральный закон, который отдал правомочие по выпуску сертификатов уже летной годности, то есть непосредственно сертификацию конкретного судна, на откуп месту регистрации, государству, где зарегистрировано само судно. Поэтому глобально мы говорим о том, что сертификата типа, согласно нашему законодательству, автоматически не приостанавливает сам сертификат летной годности».

Существует мнение, согласно которому глава Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина может мстить за «Трансаэро», где у нее было 3% акций. Boeing 737 больше всего у «ЮТэйр», также ими располагает «Аэрофлот» и его лоукостер «Победа».

Вот что сказал на это генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

Константин Симоновгенеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности«Тут многие уже усмотрели эту интригу, связанную с родственными отношениями руководителя МАК и владельцев «Трансаэро». Конечно, здесь есть и элемент аппаратных, административных войн, поэтому, да, можно сказать, что это нарушение в чем-то и субординации. Но история достаточно не новая, в российской системе власти она так и задумана, чтобы распределить ее по разным этажам, где каждый этаж вполне может воевать с другим. Хотя в принципе та же история с «Трансаэро» достаточно спорная в том плане, что многие сейчас говорят — МАК мстит за «Трансаэро». Можно ли согласиться с тем, что действия наших регуляторов, в том числе Росавиации, были крайне странными в плане влияния этой истории на ситуацию в целом в отрасли? Потому что, ну да, очевидно совершенно, что «Трансаэро» допустила серьезные ошибки, которые привели компанию к банкротству. Но то, что мы сейчас видим, и — ситуация с «Трансаэро», и реакция первая наших депутатов на авиакатастрофу в Египте, где уже высказывается: «Давайте мы все компании закроем, оставим одного национального перевозчика»… То есть мы видим очевидные тенденции к серьезной монополизации этого рынка».

Также ситуацию прокомментировал летчик гражданской авиации Алексей Базеев:

Алексей Базеевлетчик гражданской авиации, инструктор в тренажерном центре Boeing«Я сколько с ребятами разговаривал, кто эксплуатирует, что-то никто особо никаких претензий не высказывал. А то, что у Boeing-737 есть такие проблемы непонятные, так их можно найти у любого самолета. Потому что, допустим, у него была катастрофа, я уже не помню, чей это Boeing был, они из Африки летели, по-моему, в Тель-Авив, и по курсу его поймать не могли, на развороте включили автопилот, и он должен был на курс выйти, допустим, 350 — он проскочил до курса 30 градусов. Они его начали заворачивать, он начал подскакивать плюс-минус 30 градусов вместо того, чтобы выйти на этот курс. И он разболтался, упал. Потом выясняли, что там не так. Это, получается, с рулем направления что-то произошло. Выясняли-выясняли, а больше нигде это не проявилось, то есть больше никаких отказов не было. И поэтому с этим рулем — да, там неадекватное отклонение, но от чего это… автоматика, или бустера, или гидроусилители проскакивают, трудно сказать, это чисто техническая проблема. И если они ей вот так озаботились, то ее надо было решать совсем в другом порядке, а не отзывать сертификат».

За происходящим в авиаотрасли следит Кремль. Пока лайнеры Boeing 737, эксплуатируемые в России, не снимают с рейсов.

Бывший гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова опровергла сообщения о том, что они с мужем покинули Россию и обосновались во Франции. «Здесь моя семья. Не ищите нас во Франции», — заявила она в интервью РБК.

Акции «Боинга» на заявление МАК отреагировали не существенно. Накануне на закрытии бумаги потеряли лишь около 0,1%.