Незаконная обналичка в этом году подорожала вдвое. Об этом сообщил на встрече с банкирами директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрий Полупанов. Рост тарифов он связал с борьбой Банка России и самих коммерческих банков с незаконными схемами.

Самыми рисковыми зонами представитель ЦБ назвал платежные карты для юридических и физических лиц премиального класса. При этом Полупанов заметил, что действующие сейчас комиссии в 1-2% уже нельзя считать заградительными.

Обычно действуют две схемы — компании-однодневки и офшоры, которые в сумме давали довольно устойчивую структуру, говорит директор аналитического департамента ИК «Окей Брокер» Владимир Рожанковский.

Владимир Рожанковскийдиректор аналитического департамента ИК «Окей Брокер»«В сумме это давало довольно устойчивую структуру. Фирмы-однодневки регистрировали свои счета в некоторых карманных банках и переводили эти средства на офшоры. Раньше фирму мы просто тихо закрывали, и никому до них дела не было. Потом подписали договоренность с Кипром, и их стали банкротить, потому что просто закрывать не получалось — требовали объяснительную документацию. Схемы стали работать на то, как обанкротить компанию, выдать самой себе кредит и не вернуть его. Я не знаю, как сейчас это работает. В Европе с офшорами борются, а уж Запад-то как борется с российскими деньгами — это вообще загляденье. С Европой действительно сложно, смотрят какие-то другие варианты, разные странные схемы — через Прибалтику, Словению. Поскольку они еще никем не опробованы, за экспериментальный ценз, видимо, берут дополнительный сбор. Здесь нет ограничений, реально огромное количество различных пластов бизнеса, госструктур, чиновников, которые уводят свои деньги из проверок. Все, у кого мало-мальски есть что скрывать, этим пользовались и будут пользоваться».

В начале ноября стало известно, что российские правоохранительные органы задержали бизнесмена Александра Григорьева, которому впоследствии были предъявлены обвинения в мошенничестве в особо крупном размере. Следователи считают, что Григорьев руководил группой, которая за последние 4 года могла вывести за границу около 46 млрд долларов. В группу, занимавшуюся незаконным обналичиванием средств, могли входить до 500 человек и до 60 российских банков. Вице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский связывает подорожание обналички именно с выявлением этой схемы.

Алексей Вязовскийвице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом»«Я это связываю с арестом господина Григорьева. Следствие заявляет о 50 млрд долларов. Чтобы понимали, это два бюджета Москвы. Там три банка, сотни фирм, сотни участников. Эту схему обналички через молдавские и прибалтийские банки, видимо, сейчас прикрыли, вот обналичка и подорожала. По моим данным, сейчас это стоит больше 10%. Борьба ЦБ, наших правоохранительных органов с этими схемами — все это бесполезно. Это затыкание пальцем дырок в решете. Сейчас они заткнули одну дырку — завтра две новых появится. Я вас уверяю, очень умные люди сидят и выдумывают, как продолжить дальше обслуживать весь тот огромный теневой сектор экономики в России, который пользуется обналичкой. По разным данным, до 40% экономики находится в теневом секторе. Это все, что связано с выплатой зарплат в конверте, с выводом средств за рубеж по различным схемам, в том числе коррупционных денег. Медведев заявлял, что у нас 1 трлн рублей в год воруется только на одних госзакупках. Значит, все эти деньги надо как-то выводить и обналичивать. Люди, которые занимаются подобными схемами, будут и дальше ими заниматься».

По данным экспертов, оборот теневой и сомнительной наличности через «серые» схемы за последние два года составил около 4 трлн рублей. Только за первое полугодие 2015 года Центробанк оценил рынок теневой обналички через схемы с платежными агентами, которые не инкассируют деньги, в 390 млрд рублей, а через банки — в 200 млрд рублей.