Под влиянием кризиса и постоянно растущей инфляции, потребительский спрос неуклонно снижается, что негативно влияет на положение дел в сегменте стрит-ритейла. Несмотря на то, что все участники рынка, так или иначе, научились приспосабливаться к новым экономическим условиям, объем пустующих площадей продолжает увеличиваться, и это притом, что собственники готовы предоставлять рекордный дисконт.

Эксперты четко очерчивают границы центральных торговых коридоров столицы. В первую очередь это Бульварное и Садовое кольца, а также 14 пешеходных улиц и 21 улица с автомобильным движением. На сегодняшний день, по данным компании Colliers International, суммарный объем предложения на этих улицах равен 500 тысячам кв. метров, 12,2% из которых на конец третьего квартала 2015 года оказались пустующими. При этом вакантность здесь распределяется неоднородно. Антирекорд принадлежит Остоженке с ее 27%. Тревожная ситуация наблюдается на Садовом кольце, где зафиксирован наибольший рост доли свободных площадей с 13,7% во втором квартале до 15% — в третьем. Зато на Сретенке о кризисе как будто и не слышали: здесь без арендаторов остались только 5% торговых помещений.

Что касается арендных ставок, то и тут все также зависит от географической составляющей. К примеру, по информации компании JLL, самое дорогое предложение расположено в Столешниковом переулке, где просят 300 тысяч рублей за кв. метр в год, на втором месте улица Кузнецкий мост с 250 тысячами рублей за кв. метр в год, на третьем месте — Петровка, где ценник достигает 200 тысяч рублей в год. А вот Тверская вдвое уступает Столешниковому переулку и даже пропускает перед собой Никольскую улицу. Самое бюджетное предложение при этом стоит искать на Новослободской улице со ставкой 60 тысяч рублей за кв. метр в год.

Впрочем, арендаторы теперь знают, что эти цены вовсе не окончательные: собственники готовы идти на 5-ти, а то и 20-процентный дисконт. Иногда скидки доходят и до 40%. Но тут все строго индивидуально: на некоторых улицах арендодатели по-прежнему могут себе позволить придерживаться принципа о неуместности торга.

В любом случае, участникам рынка стали более или менее ясны правила игры с учетом новых экономических реалий, что немного стабилизировало обстановку.

Юлия Назароваруководитель направления стрит-ритейла компании JLL в Москве«Третий квартал показал значительно более высокую активность со стороны арендаторов и покупателей недвижимости по сравнению с началом года. В настоящее время мы видим значительно больше дополнительных возможностей, открывшихся для всех участников рынка. У арендаторов сформировалось лучшее понимание условий работы в текущей рыночной ситуации и появилась возможность арендовать помещения по скорректированным ставкам в лучших локациях. Собственники помещений стали увереннее себя чувствовать вследствие стабилизации ситуации в отношении арендных ставок – в настоящий момент никаких колебаний не происходит. У продавцов недвижимости появляются возможности решения финансовых вопросов посредством продажи непрофильных активов, а покупателям поступают интересные предложения по покупке».

Также резкое падение выручки арендаторов заставило их вместе с собственниками переходить на новые виды расчета и оплаты аренды, хотя классическая система платежей остается приоритетной.

Екатерина Подлесныхруководитель отдела стрит–ритейла Colliers International Россия«Такие схемы оплаты как процент от товарооборота используются в основном при заключении договоров с операторами продуктов и общественного питания. Другие арендаторы, как правило, подписываются с фиксированной арендной ставкой. Step-rent используется в единичных случаях. Самые активные участники рынка кроме продуктовых ритейлеров – операторы общественного питания и банки. Большинство ресторанов и кафе предпочитают открываться только в локациях с хорошей проходимостью, поэтому на них присутствует постоянный спрос от этого типа арендаторов».

Однако пока одни, пользуясь благоприятной для себя конъюнктурой рынка, задумываются о дальнейшем развитии, другие испытывают реальные финансовые проблемы и рискуют выйти из бизнеса или, как минимум, сильно ужаться.

Валентин Гавриловдиректор отдела исследований рынка CBRE«Наиболее сложное положение у ритейлеров категории fashion, работающих в среднем и высоком ценовом сегменте, и не имеющим локализованного производства: проще говоря, импортозависимых. Тем не менее, и в данных сегментах есть бренды, которые чувствуют себя вполне комфортно. За 9 месяцев 2015 года с нашего рынка ушли только 6 игроков».

По мнению экспертов, до конца года ситуация на рынке вряд ли успеет существенно измениться: пока предложение превышает спрос, арендные ставки могут продолжить корректироваться в сторону снижения, а вакантность – расти. Хотя уже сейчас понятно, что некоторые локации будут по-прежнему востребованы, в то время как другие, наоборот, начнут еще быстрее терять арендаторов.