В ЕС обсуждают три варианта продления ограничительных мер в отношении России. Один из них предполагает сохранение санкций на три или четыре месяца. Это будет сигналом Москве, что Евросоюз готов на некоторые уступки по Украине, сообщила газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники.

Повлияют ли эти сообщения на настроения инвесторов? Продолжится ли ралли на российском фондовом рынке и укрепление рубля? Эти вопросы Business FM задала экономистам и участникам рынка.

Олег Вьюгинпредседатель совета директоров МДМ-Банка«Ожидания инвесторов позитивные. Они не абсолютно позитивные, но произошел некий сдвиг от абсолютно негативной оценки, которая была не так давно, и был большой отток с рынка инвестиций. То сейчас немножко произошла переоценка, и прежде всего, со стороны американских фондов. Вот, собственно, это и повлияло на рост индексов рынка, и даже, может быть, и на курс рубля в какой-то степени. Но я бы не преувеличивал эти ожидания, потому что, в принципе, сам факт того, что санкции продлеваются, он является негативным, хотя нужно понимать, что если будет продление на три месяца, то этот негативный фактор станет, может быть, даже немножко позитивным. 3-4 месяца — это называется сохранить надежды. То есть, когда принимаются такие краткосрочные решения, это означает, что дверь остается открытой для принятия тех или иных позитивных и негативных решений. Но, как правило, инвесторы любят надеяться на позитив, это их принцип работы, потому что если всегда будешь надеяться на негатив, то ты никогда ничего не заработаешь».

Председатель совета директоров «Арбат капитал менеджмент» Алексей Голубович согласен, что это хорошая новость.

Алексей Голубовичпредседатель совета директоров «Арбат капитал менеджмент»«Это очень хорошая новость для российского рынка, которая могла бы вообще радикально изменить ситуацию с рынком, который длительное время падал и считался риском с повышенными политическими составляющими. Но, к сожалению, на рынок еще продолжает действовать ожидание предстоящего дна в ценах на нефть, который, в свою очередь, сильно зависит от того, будет или не будет Иран наращивать производство в поставке нефти на рынок. Если предположить, что этот фактор не будет сильно действовать, что нефть близка к дну, то тогда для российского рынка основные риски и худшие времена прошли. Однако нельзя забывать о том, что у нас очень плохая макроэкономика, у нас ВВП, если и не упадет в следующем году, то только опять же благодаря этим ценам на нефть, поэтому рост от текущих уровней или оттуда, откуда рынок начал расти в понедельник, он тоже будет ограничен до тех пор, пока инвесторы не увидят, что правительство что-то делает для того, чтобы немножко ситуацию изменить. Поэтому мы выберем вот такой эффект от снижения политических рисков в течение, может быть, ближайших нескольких недель, какое-то предновогоднее ралли. В январе, если не будет никаких позитивных новостей про нефть, про наше регулирование экономики, то может быть некоторое отрезвление, и будет новая коррекция».

Это позитивный сигнал рынку, также говорит профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии Ярослав Лисоволик.

Ярослав Лисоволикпрофессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии«Действительно, есть признаки того, что есть перспектива снятия санкций, по крайней мере, части санкций со стороны ЕС по отношению к России, то можно ожидать и некоторого изменения российской экономической политики, в том числе и снижения контрсанкций, меньшей ориентации на слабый рубль, меньшей ориентации на импортозамещение и, возможно, больший акцент на структурных реформах или, возможно, даже на либерализации экономики. Таким образом, если такой благотворный круг факторов, действительно, будет складываться на фоне улучшения отношений России с Западом, это будет, конечно, позитивно для рубля и, соответственно, для фондового рынка, особенно тех сегментов, которые выигрывают от более крепкого рубля. Прежде всего, акции финансового сектора».

Добавим, что российский рынок акций в четверг умеренно растет по основным индексам на фоне позитивного настроения инвесторов, несмотря на волатильность нефтяных котировок.