Сраховщики и государство пытаются вытащить рынок автострахования из кризиса. На прошлой неделе одна за другой поступали негативные новости об ОСАГО и КАСКО. По данным ЦБ, продажи КАСКО за 9 месяцев этого года сократились на 13%, рейтинговое агентство RAEX называет вдвое большую цифру. Сократились и продажи ОСАГО — на 7%. На фоне очевидного кризиса сыплются обвинения в адрес различных участников рынка и предложения реформ. Что случилось с рынком автострахования и можно ли назвать виноватых?

В Росгосстрахе предупреждают — страну ждет новая волна исхода страховщиков из ряда регионов России. В качестве причин называют мошенничество при требовании выплат и «негативную судебную практику». Фактически страховщики жалуются, что их обсчитывают. Параллельно страховщикам удалось уговорить ЦБ рассмотреть возможность либерализации ставок ОСАГО — компании хотят сами определять размер взносов. В Федерации автовладельцев России опасаются, что еще большая часть рынка уйдет в тень, говорит координатор московского отделения ФАР Андрей Орел.

Андрей Орелкоординатор московского отделения ФАР«Мы в этом году катались по регионам, и 20% — это самое маленькое, то, что я слышал и видел. А сейчас, если ценник отпустят совсем на волю страховщиков, то этот процент будет больше 50, то есть больше половины людей откажутся, в принципе, от страхового полиса. Не от машины, а просто не будут оформлять, либо будут оформлять какие-то левые бумажки. Представители страховых компаний мне сообщили, что мы не правильно трактуем, отпустить цены — это не значит, что они пойдут вверх, а может они и понизятся. Но давайте будем реалистами, в этой стране я давно не видел истории с отпусканием цены и понижением».

И без того напряженная ситуация на рынке позволяет процветать различным посредникам. Например, пострадавший в ДТП может не бороться со своим страховщиком за копеечные выплаты, а обратиться в компанию, которая бесплатно отремонтирует автомобиль в обмен на передачу права требовать выплаты по ОСАГО, а затем эксперты компании сами наваливаются на страховщика в суде. Причем это абсолютно легальная практика, говорит юрист компании «Автоликбез» Дмитрий Славнов.

Дмитрий Славновюрист компании «Автоликбез»«Автовладелец, выписав доверенность на данных юристов, предоставляет им право споров в страховой компании, то есть он исключает себя из игры, передавая свои права и полномочия тем юристам. Это ни в коем случае не мошенническая схема, абсолютно любой юрист, абсолютная любая юридическая компания может заключить договор и абсолютно легально работать. Для автовладельцев опять же — это плюс».

Есть еще один прием. Посредник в суде может разделить иск к страхователю на несколько и по каждому потребовать возмещения представительских расходов. Но подобные практики — это, скорее всего, симптом кризиса. Клиенты вынуждены жестко работать со страховщиками, поскольку те долгие годы конкурировали по принципу «кто меньше заплатит». Корни сложившейся ситуации лежат в отсутствии разумных механизмов оценки и урегулирования исков, полагает координатор службы Европротокола Глеб Виленский.

Глеб Виленскийкоординатор службы Европротокола«Страховые компании в течение многих лет недоплачивали и продолжают недоплачивать возмещение по ОСАГО, тем самым, они формируют недоверие со стороны потребителей к их услугам. Но на первом месте — не страховщики, и тем более не население нашей страны, которое в последнюю очередь надо в чем-то обвинять, а законодатель. За 10 лет не нашли времени для того, чтобы выработать нормальные правовые механизмы определения размера ущерба. Это самая пресловутая, единая методика она появилась только в прошлом году. Первые 10 лет в определении размера ущерба ходил полный беспредел. Вот эту систему, ее как можно быстрее, как можно интенсивнее оптимизировать».

Традиционное для страховщиков и автовладельцев перетягивание одеяла распространилось от обсуждения размера выплат при ДТП на установление виновников кризиса. А тем временем, по оценке Ассоциации защиты страхователей, более 11% автовладельцев уже перешли на поддельные полисы ОСАГО. Это каждая десятая машина.