Министры иностранных дел Североатлантического альянса приняли историческое решение — начать процесс переговоров о том, чтобы Черногория стала 29-м членом НАТО, заявил генсек блока Йенс Столтенберг. В свою очередь, министр иностранных дел и европейской интеграции Черногории Игорь Лукшич назвал этот день историческим для Черногории. «Мы открываем новую главу для более глубокой и тесной связи в роли союзников», — подчеркнул он. По его словам, никакая «третья сторона» не имеет право вмешиваться в решение, принятое суверенным государством, передает РИА Новости.

Уже прозвучали негативные заявления из Федерального собрания. Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил, что Россия откажется от реализации совместных программ с Черногорией в связи с ее вступлением в НАТО. В Госдуме заявляют, что появление военных баз НАТО в Черногории лишит страну российских инвестиций.

В свою очередь, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков подчеркнул, что Россия отрицательно относится к экспансии НАТО. По его словам, подобные действия в отношении Черногории не останутся без ответа.

Ранее директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Андрей Келин заявил «Интерфаксу» что вступление Черногории в НАТО будет еще одним ударом по европейской безопасности и отношениям России с альянсом. «Это отбросит наши отношения еще дальше, и шансы на их улучшение станут меньше», — сказал он.

Алексей Мартыновдиректор Международного института новейших государств«Это действо не столько ради каких-то решений реальных военно-политических задач, которые стоят перед альянсом, сколько ради того, чтобы дополнительно уязвить Москву. Всем известно прекрасно, как к России относятся в Черногории, черногорцы любят русских. Русских туристов, российских граждан достаточно много постоянно проживает на территории Черногории, они чувствуют себя там комфортно. И вот это доброе отношение к России, конечно, никому не нравится. Там много российских инвестиций, много недвижимости. Я не думаю, что что-то принципиально меняется, но, конечно, это неприятно с точки зрения того, что по Которскому заливу будут ходить корабли НАТО вместо того, что там сейчас, я имею в виду яхты под российскими флагами в изобилии. Будет там какая-нибудь база ремонта подводных лодок, как это было во времена Второй мировой войны? Черногория, безусловно, потеряет массового российского туриста, многие, наверное, уедут, потому что это неприятно. Но я думаю, что гладко это в Черногории не пройдет. Мы видели уже недавние массовые выступления против сближения с ЕС и вступления в НАТО. Я думаю, что эти акции будут только усиливаться, потому что граждане Черногории принципиально против подобных поворотов. Понятно, что Джуканович в зависимом положении находится, очевидно, его шантажируют контрабандистским прошлым, ему деваться некуда, но черногорцы просто так не согласятся на подобные действия, им это категорически не нравится».

Приглашение Черногории в альянс стало очередным неприятным сюрпризом для России, особенно на фоне обострения отношения с Западом. Но именно это заставило чиновников Брюсселя принимать решения быстрей, пояснил гендиректор Российского совета по международным отношениям Андрей Кортунов.

Андрей Кортуновгендиректор Российского совета по международным отношениям«Во-первых, для НАТО, как для организации, очень выигрышно постоянно увеличивать членство, поскольку увеличение числа членов подтверждает значимость НАТО, то, что люди в Брюсселе не зря едят свой хлеб. И когда НАТО не справляется с некоторыми другими своими задачами, ну, скажем, вряд ли можно считать успехом операцию НАТО в Афганистане, то расширение становится таким достаточно естественным вариантом продемонстрировать, что НАТО еще что-то значит. Но, безусловно, нынешний политический фон подталкивает альянс к тому, чтобы перехватить инициативу у России, в том числе на Балканах. И я думаю, что, конечно, это вот такой катализатор, который заставил чиновников в Брюсселе бегать быстрее, решения принимать более оперативно, и условия предлагать потенциальным членам более для них комфортные. Наверное, импульсивная реакция может быть очень острой, может спровоцировать некие односторонние шаги в том, что касается экономического сотрудничества, в том, что касается туризма и так далее. Многое зависит от того, как это будет воспринято и российскими законодателями, и российской властью в целом».

При этом организация приняла решение вновь созвать Совет Россия — НАТО, рассказал Столтенберг. «Мы приняли решение изучить, как использовать Совет Россия-НАТО для возобновления взаимодействия с Россией. Мы изучим этот вопрос и определим время и дату нового заседания. Хочу подчеркнуть, что, хотя НАТО заморозила практическое сотрудничество с Россией, мы договорились сохранять политические контакты открытыми», — добавил Столтенберг.