В двух российских столицах в субботу прошел митинг, организованный Всероссийским движением валютных заемщиков. В Москве на акцию пришли около 150 человек, в Петербурге митингующих было примерно вдвое меньше. В основном это были держатели валютной ипотеки, которые пострадали от девальвации рубля и больше не могут обслуживать свои кредиты. Между тем в ЦБ и правительстве готовятся к худшему, и не исключают падения нефтяных цен до 30 долларов за баррель.

Истории у всех похожие что в Москве, что в Петербурге. Большинство брали ипотеку в валюте потому, что банки просто отказывали в выдаче рублевого кредита. Кто-то польстился на низкие проценты по кредиту в долларах и евро, поверив обещаниям банка, что в любой момент можно реструктурировать заем в рублевый. В результате, когда год назад рубль обвалился, многим стало не по силам обслуживать валютный кредит.

Александручастник митинга, житель Санкт-Петербурга«Если я сейчас им заявляю, что текущий платеж неподъемный для моей семьи, а у меня многодетная семья, банк мне предлагает перейти по курсу банка, то есть курс ЦБ — плюс 4% и поднять ставку с 10% до 13%, то есть сделать мой платеж вместо текущих 60 тысяч до 75 тысяч рублей. Я принимаю для себя решение, что я перестаю платить, потому что даже частичные выплаты в банк уходят в трубу, они идут на погашение штрафов, на погашение процентов, по основному долгу ничего не платится. То есть у меня все равно накапливается просрочка, и бесполезно что-либо платить дальше».

Сегодня на фоне падения нефтяных цен рубль вернулся примерно к тем же уровням, что и год назад: доллар — 70, евро — почти 78. Тем временем ЦБ раскрыл подробности своего стресс-сценария: это 35 долларов за баррель. Глава Минфина Силуанов и вовсе не исключил падения стоимости барреля ниже 30 долларов в следующем году. По его словам, правительство готовится в случае дальнейшего снижения цены нефти реструктурировать бюджетные траты в пользу расходов, непосредственно влияющих на экономический рост.

30 долларов за бочку — страшилка, или это может стать реальностью?

Ярослав Лисоволикпрофессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии«Риски дальнейшего падения с нынешних уровней есть, и связано это с целым рядом факторов: во-первых, есть снижение аппетита к риску, помимо этого, есть сомнения относительно того, насколько ОПЕК может сократить предложение и скоординированно это сделать в течение следующего года. Ну, если у нас продолжается серьезное падение цен на нефть, я не исключаю, что мы можем увидеть достаточно заметное ослабление рубля и дальше».

Мы когда-то жили и при 10 долларах за баррель. Дело не в низких ценах на нефть, а в том, что власти ничего не делают для отказа от сырьевой модели экономики, говорит профессор ВШЭ Иван Родионов.

Иван Родионовпрофессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ«Что настораживает в словах Набиуллиной — это, то, что она сказала, что 2016-2017 годы будут плохими для экономики, а 18-й — для населения, то есть на 3 года нам как бы правительством предписана задача выживать, как можем. С другой стороны, надо четко сказать, что в такой дешевой нефти нет ничего страшного. Это просто означает, что та дурацкая модель, которая у нас выработалась в первом десятилетии двухтысячного года, она не работает. Надо делать другую модель. Но обратите внимание, что кроме общих слов о том, что нужны структурные преобразования, никаких конкретных предложений не делается».

А Конгресс США на следующей неделе может одобрить снятие действующего на протяжении уже четырех десятилетий запрета на экспорт американской нефти. Об этом сообщила в своей электронной версии газета The Wall Street Journal. Если эмбарго действительно отменят, давление на нефть только усилится, и падение цен на «черное золото» может ускориться.