Российские военные испытывают ударный беспилотник. СМИ пишут, что он будет весить всего 250 килограммов и сможет развивать скорость до 800 километров в час, что значительно выше, чем у аппаратов, которые сейчас находятся на вооружении военно-космических сил России. Также это вдвое выше максимальной скорости его прямого аналога, состоящего на вооружении Пентагона. Обусловлены ли эти показатели какими-либо особыми задачами, которые будут стоять перед российским аппаратом, и насколько безопасно использовать ударные беспилотники в целом?

Андрей Фроловнаучный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений»«В данном случае скорость нужна не столько для безопасности его, сколько для увеличения мобильности. Поскольку с такой скоростью беспилотник может более оперативно наносить удары там, где нужно. Но для борьбы с противником властным в данном случае скорость не сильно важна. Если речь идет о противниках негосударственных, страны второго эшелона я имею в виду, то здесь скорость может быть дополнительным фактором его защищенности. Я думаю, что в случае с нашим беспилотником скорость — это результат того, что был выбран определенный тип двигателя. Риск перехвата управления, или скорее нарушения управления, безусловно, присутствует, потому что полностью защищенный канал связи придумать невозможно, могут быть помехи, только если, может быть, беспилотник не используется в автономном режиме, то по заранее созданной программе он летит и никак от внешнего оператора не зависит. Есть риск того, что за время его полета цель может как-то измениться или исчезнуть».

В середине октября этого года турецкие ВВС сбили неопознанный беспилотник вблизи сирийской границы на стороне Турции. Аппарат был российского происхождения, однако официальная Москва заверила Анкару, что он не принадлежал России. Премьер-министр Турции Давутоглу тогда заявил, что Анкара будет без колебаний сбивать любые летательные аппараты в случае нарушения ими воздушных границ страны. О том, какая разница между нарушением границ страны беспилотником и истребителем с точки зрения международного права, Business FM рассказал старший научный сотрудник ПИР-Центра, профессор академии военных наук Вадим Козюлин.

Вадим Козюлиннаучный сотрудник ПИР-Центра, профессор академии военных наук«Международного законодательства по этому вопросу пока нет, оно только обсуждается, в том числе в ООН. Отличить ударный беспилотник от разведывательного самолета довольно сложно, потому что он малозаметен. Но между тем можно, но каждый конкретный случай, на мой взгляд, не могу утверждать точно, будет рассматриваться отдельно, все зависит от политического веса государства, я бы сказал. Пока нет отдельного международного законодательства по беспилотникам, думаю, что разницы нет почти никакой».

Накануне в ходе коллегии Министерства обороны России глава оборонного ведомства Сергей Шойгу сообщил, что сейчас на российском вооружении находится 1 720 беспилотников.