Завтра в Воронежской области объявлен траур по погибшим в пожаре в психоневрологическом интернате. По последним данным, погибли 23 пациента. Пожар возник в здании интерната в селе Алферовка накануне, около 23:00. Пожарные боролись с огнем более четырех часов, но здание полностью сгорело. Это небольшое здание — корпус примерно на 80 человек.

В Интернете пользователь Константин Рубахин выложил фотографии, которые сделал несколько лет назад в этом интернате. Впечатление они производят удручающее: обшарпанные стены без обоев, комната с телевизором, в которой сидят пациенты, где стоит совсем старая мебель, и навалены какие то строительные материалы. Уже тогда здание было очень ветхим, рассказал Константин Рубахин в интервью Business FM.

Фото Константина Рубахина из социальной сети Facebook

Константи Рубахинпользователь Интернета«Очень старый психоневрологический интернат. Очень старое, облезлое здание. Огнетушитель какой-то попался в кадр, я бы его заметил сейчас, когда подбирал фотографии. По тому материалу, который я сегодня просмотрел, не видно никаких похожих приспособлений, но видно, что все из дерева, деревянные панели, деревянные потолки. Тут же деревянная мастерская, где все это распилено. Разумеется, гореть есть чему».

Также сообщается, что незадолго до пожара в интернате проводились противопожарные учения. Как рассказал агентству ТАСС источник в местных правоохранительных органах, с персоналом больницы в ноябре проводились учения и инструктажи по действиям при пожаре.

Олег Денисенкозампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции«Бывают командно-штабные и практические учения. Командно-штабные проводятся на картах, на бумагах. А когда учения проводятся в нормальном понимании, то это какое-то практическое выполнение неких действий. Я думаю, что учения пожарников — это некая проверка способности выполнять подразделению пожарных своих функциональных обязанностей. Это первое. А второе — соответствие оборудования тем нормам, которые определены законом и в различных наставлениях и положениях. Значит, в Воронежской области это была формальность. Это говорит о том, что отнеслись формально. Может быть, пожарные подразделения в какой-то мере были готовы, раз они пожар потушили, а то, что не было связано с оповещением, и средства пожаротушения не были готовы, то это подтверждения того, что интернат сгорел и столько людей погибло. Вроде как проверка подтвердила соответствие нормам. Тут пожар происходит, а задачи выполнить не могут. Значит, формализм. Значит, очковтирательство».

Проблема в том, что в психоневрологических интернатах до сих пор нет нормальной системы пожаротушения, говорит первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике, экс-министр труда и социального развития Сергей Калашников.

Сергей Калашниковпервый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике«Дело в том, что ни одна гостиница по ГОСТу не может быть сдана, если в ней нет автоматической системы пожаротушения. А психоневрологический интернет, да и все дома престарелых, они существуют без этой системы. И сколько бы я ни поднимал этот вопрос и год назад, и два года назад, ничего не было сделано для того, чтобы внести жесткую норму, что в каждом доме престарелых и психоневрологическом интернате установить принудительную систему пожаротушения. Вот это номер один. Но правительство, к сожалению, на это не идет. Каждый раз всплеск эмоций после очередной гибели десятков людей, и ничего не делается. Потому что нет системы работы с этими интернатами. Зарплаты у медицинского персонала этих интернатов мизерные, люди там работают, как правило, замечательные, поскольку они там работают по многу лет, никуда не уходят, рядом живут, для них это определенный смысл жизни. Только благодаря энтузиазму простых людей, которые получают копейки по нашим меркам, эти интернаты держатся. В разных регионах суммы их зарплат разные, но это всегда минимум. Где-то в районе 8-15 тысяч для большинства субъектов».

Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что все психоневрологические интернаты с деревянными перекрытиями должны быть реконструированы. Как она сказала, на это изыскиваются средства в бюджете. Как сейчас финансируются психоневрологические интернаты, и сколько нуждается в реконструкции?

Алексей Левченкопомощник вице-премьера Ольги Голодец«Интернаты реконструируются за счет региональных бюджетов, но что касается реконструкции, то здесь речь шла о том, чтобы привлечь помощь федерального бюджета. Вопрос об индексации расходов нужно адресовать к конкретному региону. Все интернаты висят на балансе регионов. Проводился анализ интернатов. Было проанализировано все, но где-то в такой срочной реконструкции нуждаются 8 интернатов. Новые психоневрологические интернаты строятся. Сейчас не готов сказать, сколько построено за последнее время. Например, построили новый интернат, на месте которого сгорел в Новгородской области. Там он совершенно новый».

В каком состоянии сейчас социальные бюджеты в регионах?

Валерий Хомяковполитолог, гендиректор Совета по национальной стратегии«Регионы сейчас находятся в долгах, берут кредиты, чтобы как-то поддерживать социальную сферу, дальше пытаются перекредитовать, или наиболее умелые и опытные лоббисты едут в Москву с протянутой рукой, просят субсидии и трансферты на погашение долгов или просто не отдают. Есть у нас региональная составляющая бюджетов, она в очень негативном состоянии находится. Практически у всех есть дефицит бюджета, у кого-то несколько миллиардов, у кого-то десятки миллиардов. Отсюда и беды, то, что мы сейчас наблюдаем, это кто-то чего-то не сделал из-за отсутствия средств, или у кого-то деньги украли. Гордеев в Воронежской области – достаточно неплохой руководитель региона с хорошими связями в Москве, что в данной ситуации экономической, в которой оказались наши регионы, очень важно. Он — неплохой лоббист, что-то пытается делать. Но, безусловно, социальная сфера в Воронежской области, — тоже не благоденствует. Плюс наложилось то, что называется майскими указами президента. От губернаторов потребовали исполнения, они стараются это делать. За счет этого урезаются социальные бюджеты, на образование, здравоохранение».

Источник ТАСС сообщил, что пожар в Воронеже возник после возгорания в одной из палат. В качестве версий называются неисправность в электрооборудовании и неосторожное обращение с огнем пациентов или персонала. После пожара следователи пришли с обысками в департамент социальной защиты Воронежской области.

Премьер Дмитрий Медведев поговорил по телефону с министром труда и соцзащиты Топилиным и воронежским губернатором Гордеевым и потребовал доложить об исполнении поручений по обеспечению безопасности в психоневрологических интернатах, которые он давал еще весной, сообщила его пресс-секретарь Наталья Тимакова.