Брюссель опубликовал «Шесть российских «мифов» о соглашении ЕС с Украиной», сообщает BBC. Экономическая часть соглашений — о свободной торговле — вступает в силу 1 января следующего года. С июля 2014 года последствия вступления в силу этого соглашения обсуждаются на трехсторонних встречах между ЕС, Украиной и Россией, однако в Еврокомиссии отмечают, что за все 13 встреч Россия не проявила никакой гибкости. Российский МИД ранее также обвинял европейских партнеров в нежелании искать компромиссы.

Миф первый: Россия может изменить свои таможенные правила без консультаций с другими участниками международных договоренностей. Ярким проявлением этого являются отмены Москвой торговых преференций в отношении Молдавии летом 2014 года и Украины — в декабре 2015 года. Согласно международному праву, в случае желания изменить тарифы на импорт товаров из других стран СНГ Москва обязана проводить консультации со всеми участниками международных договоренностей.

Миф второй: введение стандартов ЕС закроет рынок Украины для российских товаров. Однако, как отмечается в сообщении Еврокомиссии, Киев уже перешел на стандарты ЕС по 24 категориям, но ни одна российская компания так и не пожаловалась на трудности с экспортом при новых украинских стандартах. В Еврокомиссии готовы к компромиссам, однако никаких конкретных предложений от Москвы не поступает.

Миф третий: ЕС требует от России изменения таможенных правил в зоне свободной торговли в рамках Содружества независимых государств. На самом деле, как говорится в документе Еврокомиссии, Москве самой не нравятся эти правила, согласно которым Украина может импортировать товары из Европы, ставить на них маркировку, как будто они произведены на Украине, и экспортировать их в страны — члены зоны свободной торговли СНГ без пошлин. Но это недостаток правил, принятых в СНГ, а не соглашений Украины с Евросоюзом.

Миф четвертый: ЕС навязывает России свои стандарты. Ничего подобного в Брюсселе не планируется. Если есть проблемы стыковки стандартов двух экономических зон, то нужно не доказывать, чьи стандарты лучше, а садиться за стол переговоров и обсуждать проблему.

Миф пятый: можно ввести переходный период по отдельным секторам торговли на срок до 10 лет. Так предлагает Москва, однако в Еврокомиссии считают, что воплощение в жизнь этого предложения российских властей лишь на многие годы притормозит выполнение существенной части соглашения о свободной торговле между ЕС и Украиной. В то же время это вряд ли окажет положительный эффект на экспорт товаров из России на Украину.

Миф шестой: России необходимы обширные данные о каждой транзакции, касающейся экспорта товаров на Украину, и ЕС должен эту информацию предоставить. В Еврокомиссии отмечают, что это было бы нарушением правил Евросоюза о защите информации. Кроме того, из этих данных Россия не получит гарантии того, что ввозимые в страну «украинские» товары не были произведены где-то еще.

Доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России Кирилл Коктыш считает, что заявление Еврокомиссии основано исключительно на политическом умозаключении.

Кирилл Коктышдоцент кафедры политической теории МГИМО МИД России«Это заявление Брюсселя в первую очередь свидетельствует о том, что со времен Баррозу и Нуланд Брюссель не пересмотрел свою позицию. Для него наиболее интересным вариантом было и остается, когда европейский дрейф Украины будет оплачивать Россия. А ситуация, когда Россия это оплачивать не готова, является для Брюсселя, как мы видим, неприятным сюрпризом, и он готов всеми возможными силами за это бороться. При этом все мифы построены по достаточно простому лекалу, когда сам себе задаешь вопрос в той формулировке, в которой удобнее было бы его задать, сам же на него отвечаешь, и получается достаточно убедительное развенчание мифов Москвы. Если говорить про позицию, согласно которой Москва не хочет европейских товаров, которые пошли бы как украинские на российскую территорию, это чистая правда. Тогда под видом украинских товаров пойдет весь европейский и китайский контрафакт, который в данном случае будет маркирован как «Произведено на Украине». Любая экономика мира в таких ситуациях себя обороняет, и естественно, что Россия тоже должна себя защищать. В том, что существующие правила таможенного регулирования это разрешают, я не уверен — иначе бы не возникало конфликтов, в том числе и на российско-белорусской, российско-казахской границе, когда товары европейского происхождения могли маркироваться как белорусские или казахстанские. Я думаю, что здесь имеет место очередное передергивание. Еврокомиссия находится в положении, когда она должна олицетворять и осуществлять политическое руководство. На уровне политического руководства, политического умозаключения это заявление и сделано».

МИД РФ ответил на опубликованный список. Оставляя за скобками миф о выгодности соглашения об ассоциации для Украины, Россия считает, что нынешние украинские власти действуют себе же во вред и подчиняют национальную экономику внешним силам. «Однако непонятно только, почему за этот выбор должна платить Россия? У нас есть свои экономические интересы, жертвовать которыми мы не намерены, тем более для удовлетворения чужих амбиций», — говорилось в заявлении российского МИД, сделанного во вторник, 22 декабря.