В будущем пассажирские самолеты будут летать с одним пилотом, а, возможно, и вообще без пилотов. Над проектом автоматизированной технологии, которая позволит «убрать» место второго пилота, работает консорциум из 35 авиастроительных компаний, включая Airbus и Boeing, сообщает The Times. Финансовую поддержку также оказывает и Еврокомиссия.

Авиаконцерны уверены, что система сможет заменить одного летчика в кабине и справится с управлением лайнера при плохой погоде и в случае нештатных ситуаций. Идею поддерживают и авиакомпании, которые значительно на этом сэкономят. Однако Британская ассоциация пилотов гражданской авиации предупреждает о высоких рисках и прогнозирует, что конечная цель разработчиков системы — беспилотное управление.

Юрий Сытникпрезидент по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженный пилот России«Здесь какой фактор самый главный — нет дублирования второго пилота. Если отказала электроника или какая-то нестабильная обстановка, в аэропорту отказала автоматика, то один человек в экстренном случае справится с управлением, посадит на запасном. Ну а что-то просто банально: человеку плохо стало — все мы получим самолет, который из Франции и так далее, немецким летчиком был загнан в горы и все. То же самое получим. Одну катастрофу, а может и не одну. Поэтому сама идея хороша, так как и на поездах, собственно, сейчас, и в метро уже — не двое, а один давно уже ездит, но там все-таки уровень механизации совсем другой, это земля. А это самолет, где там 200, 300, а может быть, 500 человек будет, поэтому надо спросить пассажиров, захотят ли они лететь в таком самолете. Я против даже двух пилотов, я все время выступал и выступаю до сих пор за то, что с третьим членом экипажа намного надежнее. Я за то, чтобы бортинженер летал. Но компании экономят деньги. Ну, сколько зарабатывают — на сегодняшний день где-то 150-200 тысяч рублей, но одна катастрофа, что произошла на Синае, унесла гораздо больше людей и гораздо больше денег. Был бы инженер, может быть, этого бы и не было. Пилотам некогда, они занимаются в кабине подготовкой вылета, а инженер производит заправку, проверяет жидкость и азот, масло в двигателе, загрузку багажа контролирует вместе с проводником».

А вот что думает о полетах пассажирских и грузовых лайнеров с одним пилотом член всемирного фонда безопасности полетов, гендиректор Консультативно-аналитического агентства безопасности полетов Сергей Мельниченко:

Сергей Мельниченкоглава Консультативно-аналитического агентства безопасности полетов«Все хорошо, когда нет никаких аварийных ситуаций на борту. Когда же возникает особый случай, а таких было несколько за последнее время, и заканчивались они довольно плачевно, и это было все на стыке интерфейса человек-машина… то есть возьмем случай с французским самолетом над Атлантикой, когда такое количество отказов было передано компьютером, который человеческий мозг не в состоянии обработать, возьмем падение самолета, когда он затонул. То есть человек не успевает за обработкой того количества информации, которую предлагает ему в сбойных ситуациях компьютер. Поэтому здесь выход может быть такой, что нужно полностью уходить от влияния человека — но возможно ли это? Я, честно говоря, пока что не знаю, потому что, мне кажется, на настоящий момент техника еще не настолько выросла, чтобы в обозримом будущем, в течение жизни одного поколения, перейти на полностью автоматизированное выполнение полетов: взлет, набор высоты, следование на эшелоне, снижение, заход на посадку, выполнение посадки и заруливание в беспилотном режиме. Наличие одного человека на борту, мне кажется, коренным образом ситуацию не исправляет. Почему? Потому что я уже сказал: если происходит сбойная ситуация, если двух человек недостаточно, что может один сделать?»

Полеты лайнеров с одним пилотом, если и начнутся, то не раньше чем через 20 лет, считают эксперты, опрошенные Business FM. А вот о беспилотном полете, по их мнению говорить пока преждевременно.