Дональд Трамп стал едва ли не самым заметным американским политиком в ушедшем году. Даже российский президент вспомнил его на своей ежегодной пресс-конференции.

«Когда рушились башни-близнецы, тысячи и тысячи мусульман в Нью-Джерси на моих глазах прыгали от радости. Прибывающие в страну мексиканцы — за редким исключением, насильники и наркоторговцы. Мусульманам нужно полностью запретить въезд в страну». Это лишь некоторые из громких заявлений кандидата в президенты США Дональда Трампа. Но, несмотря на без сомнения радикальные взгляды, Трамп уже полгода остается лидером гонки за номинацию от Республиканской партии. Откуда в такой, казалось бы, отчаянно политкорректной Америке появиться Дональду Трампу?

Энн Луиз Бардакколумнист Politico и писатель-документалист«Трампу удается зацепить эту дурную нить нативизма и нелюбви к мигрантам, которая всегда присутствовала в американском обществе бок о бок с теплейшим гостеприимством к тем же самым мигрантам. На все это нужно посмотреть с исторической точки зрения. В 1915 году одна из ведущих газет призывала запретить въезд в страну католикам просто потому, что те являются папистами. В 1939 году корабль с девятью сотнями немецких евреев, в прямом смысле бегущих из концентрационных лагерей, был развернут и не пущен в страну».

Причем в такой ситуации роль играет даже не то, во что человек верит, а что он чувствует. Хотя 60% американцев уверены, что запрет на въезд мусульман — это плохо, более половины при этом подсознательно расположены к такой идее. Эти данные в статье для Forbes привел эксперт по нейромаркетингу Роджер Дули. Примеры того, как внутренний конфликт в головах избирателей придает сил радикальному крылу политики, можно увидеть по всему миру. Например, именно поэтому открытый социалист Джереми Корбин стал лидером британских лейбористов, наголову разбив умеренных кандидатов.

Джон Миклсуэйтглавный редактор Bloomberg«Я думаю, что за избранием Корбина во многом стоит обозленность. Молодежь бросилась голосовать за него, хотя они понимали, что он немного безумен, они видели, что он искренен. Это видно и в Дональде Трампе, и в успехах Ле Пэн во Франции, и СИРИЗы в Греции, и молодой левой партии «Подемос» в Испании. Мои родители жили в очень небольшом городке во Франции. И женщина, которая каждое утро продавала мне газету в киоске, выглядела, одевалась и говорила в точности как Марин Ле Пэн. Она ассоциируется с сердцем Франции, а не с ее элитами».

Именно поэтому радикализированный край республиканцев сплотился вокруг Трампа — пусть говорит провокационные вещи, но он хотя бы поднимает важные для нас темы. Правда, тут может случиться как на недавних выборах в той же самой Франции — там бесспорно лидирующие националисты Ле Пэн не смогли взять ни единого региона. Почему? Да, 30% французов разделяют их цели — у других партий результат меньше. Но когда дошло до второго тура, социалисты и республиканцы вместе проголосовали за самого сильного кандидата-ненационалиста в каждом регионе, лишь бы первенство не взяла Ле Пэн. Точно так же в США демократические кандидаты почти подыгрывают умеренным республиканцам, распекая Трампа в хвост и в гриву. Например, лидирующий кандидат от демократов Хиллари Клинтон прямо обвинила его в помощи ИГИЛ.

Хиллари Клинтонлидирующий кандидат от демократов«У Трампа есть талант использовать свой фанатизм и пустословие для того, чтобы разжигать настроения людей. Он пытается убедить всех, что есть простые ответы на очень сложные вопросы. Нам нужно сделать так, чтобы американские мусульмане не чувствовали себя отверженными или маргинализированными как раз тогда, когда нам нужна их помощь. И чтобы откровенно дискриминационные заявления Трампа не разлетались по миру. Он становится лучшим вербовщиком ИГИЛ. Они показывают людям видео, где Трамп оскорбляет ислам и мусульман, чтобы вербовать среди них новых радикальных джихадистов».

Близкие демократам СМИ регулярно бомбардируют Трампа критикой. Злые языки даже посчитали, что Трамп, позиционирующий себя как успешного бизнесмена, был бы сейчас богаче, если бы просто положил полученное в наследство состояние в банк под обычные проценты. Несмотря на такую неявную поддержку умеренным кандидатам от их соперников, в республиканской гонке явный недостаток ярких личностей. На второе место выплывает то чернокожий нейрохирург Бен Карсон, то экс-глава Hewlett-Packard Карли Фиорина. Но всем им чего-то не хватает. Правда, чем ближе выборы, тем большую роль будет играть политическая хватка, а не личная харизма, а ее Трампу может не хватить, рассказал Bloomberg основатель рекламной компании Droga5 Дэвид Дрога.

Дэвид Дрогаоснователь рекламной компании Droga5«Всем им руководители их избирательных штабов говорят одно и то же, что нравится среднему американцу, и все они пытаются влезть в одни и рамки. Им придется найти способ выделиться из толпы. Создание бренда для них даже важнее, чем для многомиллиардных корпораций. А Дональд Трамп — просто фейерверк. Не боится говорить, что думает, хотя сама суть его слов может и вызвать осуждение. А у остальных нет ни одного острого угла. Трамп, он как ковбой, палящий из револьвера направо и налево. Пока что это еще очаровывает, но в итоге Трампу придется предъявить избирателям конкретные предложения. Говорить, что «мы наладим отношения с Россией, потому что я классный парень, это забавно звучит на дебатах, но в итоге люди захотят конкретики».

Хотя как раз с Владимиром Путиным у Дональда Трампа отношения сразу задались. Осенью Трамп в одном из интервью заявил, что непременно «очень хорошо найдет общий язык с Путиным», а российский президент на большой пресс-конференции будто бы в ответ назвал Трампа очень ярким и талантливым человеком и абсолютным лидером президентской гонки. Вполне возможно, Трамп видит в Путине близкого по духу лидера, он тоже позиционирует себя как настоящего мужчину и эдакого решателя вопросов. Но переоценивать такие заявления не следует, говорит директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулев.

Юрий Рогулевдиректор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта в МГУ«Путин, так сказать, отвечает любезностью на любезность, поскольку Трамп заявляет о том, что, с его точки зрения, США должны сотрудничать с Россией. А что же касается всего остального, то я не думаю, что у них какие-то особые симпатии. Они не знакомы друг с другом. И пока что все, что он говорит, — это риторика, которая, естественным образом, может вся испариться. А как в действительности он будет поступать — это большой вопрос».

Несмотря на яркий образ, огромную цитируемость и фамилию, которая прямо переводится как «козырь», победу Трампа сегодня едва ли прогнозирует хотя бы одно из серьезных изданий. Консенсус примерно такой — единственный его шанс, это если в США случится целый ряд терактов или начнется война, а истэблишмент не сможет адекватно отреагировать. Что не нравится аналитикам в таком, казалось бы, перспективном кандидате, объясняет докторант Колумбийского университета и колумнист «Ведомостей» Мария Снеговая.

Мария Снеговаядокторант Колумбийского университета и колумнист «Ведомостей»«Не нужно переоценивать масштаб этого феномена. Соединенные Штаты — это страна с мажоритарной системой. Это означает, что фактически американцы конкурируют за так называемого медианного избирателя. И это часто приводит к тому, что появляются такие радикалы, которые, как раз хотят мобилизовать вот этот сегмент людей, на запросы которых основные партии не отвечают. Ну и Трамп дает на это ответ наиболее популистский, такой ответ, который люди хотят от него услышать. И, подчеркну также, что, все-таки, он, при прочих равных, отражает предпочтения далеко не всей республиканской части общества. То есть, если Трамп выиграет в республиканской номинации, то это фактически гарантирует демократического президента. Потому что он не сможет мобилизовать необходимую часть независимых избирателей и демократических избирателей, которые нужны для выигрыша».

Так что президента Дональда Трампа нам вряд ли предстоит увидеть. Доходит до того, что некоторые американские эксперты даже называют Трампа — на данный момент лидера предвыборной гонки — «худшим кошмаром Республиканской партии». А авторитетнейшие издания, в том числе The Washington Post, почти серьезно рассуждают о теории заговора — якобы Трамп был отправлен в лагерь республиканцев по заказу Демократической партии, чтобы обеспечить победу Хиллари Клинтон.