Кирилл Серебренников и Константин Богомолов остаются главными героями театральной жизни 2015. На новой волне повальной моды на театр два режиссера представили сразу несколько новых спектаклей.

«Кому на Руси жить хорошо» — вопрос актуальный последние пару столетий, так что сомневаться в популярности первой премьеры сезона в «Гоголь-центре» не приходилось. Тем более что это была часть своеобразной дилогии. Вторая часть — «Русские сказки» по Афанасьеву. Смотреть можно было и вместе и по-отдельности.

Кирилл Серебренниковрежиссер«Второй спектакль («Русские сказки» - прим. ред.) — это коллективное сочинение артистов, которые больше года читали сказки, придумывали, как рассказать, как эти сказки прочитать и передать зрителю. Сказка существует в такой форме устной передачи. И у зрителя будет выбор, он будет приходить выбирать три пути, по которым ему можно идти, как в сказках: «направо пойдешь, налево пойдешь, прямо». Он будет выбирать путь и дальше следовать указаниям ведьм своеобразных, которые будут его вести по смешному и страшному миру русской сказки».

Всякая премьера Гоголь-центра особенно в постановке Серебренникова — это большое событие и культурное явление. Что же до этих премьер, то это продолжение большой для режиссера темы России со всеми вытекающими вопросами и невыразимыми темами от безысходности и тоски до широты и свободы.

Анна Жевержеевакреативный продюсер«Потрясающий коллективный образ русского мужика со всеми его смешными и страшными гранями, и, несмотря на то, что эту сложную роль, грубо говоря, играют одновременно несколько сразу актеров, внутри этого коллективного образа всё равно выделяются отдельные яркие актерские работы. Отдельной статьи театроведческой заслуживает второе действие. Это умопомрачительный страшный современный контемпорари-балет, которому предшествует не менее грозный перформанс прямо в зале во время антракта. И я бы еще обратила внимание на абсолютно выдающуюся роль Евгении Добровольской, которая ставит очень мрачную и страшную точку в этом повествовании».

Однако этот спектакль не стал таким спорным как «Три мушкетера» Константина Богомолова. Хулиганская трактовка Дюма на сцене МХТ породила множество обсуждений — половина зала уходила в антракте, другая половина сходила с ума от восторга и просит ещё.

Григорий Заславскийтеатральный критик«Новый спектакль Богомолова единственное к чему не будет иметь отношения — это к «Трем мушкетерам». Скорее, в них можно будет обнаружить черты сходства с «Тремя товарищами» Ремарка, «Тремя сестрами» Чехова и «Тремя поросятами», чем с хрестоматийным романом Дюма. Работает над спектаклем известная нам команда. В работе задействована Лариса Ломакина, постоянный соавтор режиссера и его художница. Поэтому при всей неожиданности и непохожести, все-таки это будет узнаваемо».

«Мушкетеры. Сага. Часть первая» сделаны в жанре «романтический трэш-эпос о любви и смерти». Упор сделан на роман Атоса и Миледи, которую играет Марина Зудина. Богомолову свойственно совмещать высокое интеллектуальное напряжение и с возможностью специфического актерского бенифиса.

Игорь Хомский программный директор проекта «Сноб»«Режиссеру удалось уйти от шаблонов, тех вещей, которые ты ожидаешь в любом случае увидеть. Понятно, что «Три мушкетера» — это довольно известное произведение. Но, тем не менее, он довольно много упражняется в собственной драматургии. Мне кажется, что это первая большая постановка Константина Богомолова, в которой драматург-Богомолов побеждает режиссера. Сказать, хорошо это или плохо, довольно сложно. Но посмотреть на это любопытно. В спектакле много интересных актерских работ, особенно хотелось бы отметить Александра Люблинок, Павла Табакова. Они прямо порадовали».

Романтический трэш-эпос о любви своё название оправдывает. На сцене есть Роже Вадим и Джастин Бибер. Промоутер Михаил Друян говорит, Богомолов превзошёл себя.

Михаил Друянпромоутер«Это драма, это сочинение Богомолова по мотивам произведения «Три мушкетера» Дюма. Поэтому в этом сочинении может быть кто угодно и что угодно. Там есть герои Дюма, но не более того. Это фантазия режиссера, это может быть самый смелый, бесстыжий и очень хрупкий спектакль, в котором много больше, чем сто пудов любви. Мы говорим об авторе, который все время жонглирует и переплетает современность с эпосом, галлюцинацию с реальностью и прочим. Если не брать спектакль «Юбилей ювелира», Константин всегда, мне кажется, работает в таком ключе».

Гораздо более спокойное сочинение того же Богомолова в том же МХТ — это «Юбилей ювелира», своеобразный бенефис к дню рождения Олега Табакова, которому в этом году исполнилось 80. В своей трактовке Богомолов отобрал у героев лишнюю эмоциональность: они говорят будничными голосами, а все чувства проявляются титрами на отдельных экранах. Зрелище получается небанальным, актеры буквально работают нутром, так что оторваться становится невозможно.

Алла Шендероваредактор журнала «Театр»«Богомолов делает такой прием, использует театральные швы наружу. Например, есть момент, когда выходит третье действующее лицо в спектакле, это сиделка больного старика, так вот она выходит и выносит огромное одеяло, кладет его на кровать, придает ему форму спящего, накрывает, садится к столу и понижает голос, и зал перестает кашлять и ронять программки, зрители видят, что спит старик, хотя Олега Табакова на сцене нет вообще. Таким образом, подчеркивается зазор между актерами и персонажами, т.е. сама структура спектакля охраняет артистов от того, что называется полной гибелью всерьез».

Из других важных событий года — «Норманск» и «Конармия» в театре им. Мейерхольда, выпускной брусникинцев, которые отметились трактовкой Пригова, и «Сказки Пушкина» в Театре Наций. В преддверье Нового года билетов туда было не достать.