Иран обвинил Саудовскую Аравию в нанесении авиаударов по иранскому посольству в Йемене. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на иранское телевидение. Как утверждается, несколько охранников дипмиссии получили ранения.

В свою очередь, в арабской коалиции заявили что их авиаудары в столице Йемена были направлены против пусковых установок хуситов, которые использовали покинутые посольства для проведения военных операций.

Тегеран на фоне разрыва дипломатических отношений с Эр-Риядом запретил поставки всех продуктов из Саудовской Аравии. Между тем антииранская коалиция расширяется. Катар отозвал своего посла из Ирана в знак протеста против нападения на саудовское посольство в Тегеране. Ранее Саудовская Аравия, Бахрейн и Судан разорвали дипотношения с Ираном, Кувейт отозвал своего посла в Тегеране, а ОАЭ понизили уровень отношений до ранга поверенных в делах.

Решение Катара говорит о разрастании конфликта в исламском мире между суннитами и шиитами после того, как саудиты казнили шиитского проповедника ан-Нимра. Почему столько стран приняли сторону саудитов и выступили против Ирана?

Страны, которые практически сразу отозвали послов из Ирана, — это союзники Саудовской Аравии, которые входят с ней в различные коалиции. Хотя, казалось бы, возьмем Бахрейн, где большинство населения, 75%, составляют шииты, как и в Иране, однако у власти находится суннитская королевская семья.

Отношения между Бахрейном и Ираном переживают не лучшие времена. Еще в 80-е, когда в Иране произошла исламская революция, в Бахрейне тоже пытались устроить переворот и поставить духовным лидером шиитского аятоллу, но Иран свою причастность отрицал. А потом на фоне «арабской весны» в Бахрейне в 2011 году вспыхнули протесты шиитов, и волнения были остановлены только с помощью вооруженных сил, которые ввела туда Саудовская Аравия. Кроме того, Бахрейн также является союзником США, там размещена база американского флота. Что касается Судана, с ним тоже все понятно, говорит профессор института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев.

Владимир Исаевпрофессор кафедры международных экономических отношений Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова«Дело в том, что Саудовская Аравия — один из главных не то чтобы спонсоров, а страна, которая вкладывает достаточно большие деньги в Судан. И Судан пошел на этот шаг по разрыву отношений с Ираном, помимо того, что между этими двумя государствами существуют большие противоречия, но, поддержав Саудовскую Аравию, как, если хотите, духовного лидера всех мусульман, прежде всего суннитов, в Судане большинство населения — суннитское. Так что, здесь каждая страна играет свою игру, но я боюсь, что на этом дело не остановится».

Еще совсем недавно Саудовская Аравия объявила о создании исламской антитеррористической коалиции, куда вошли 34 страны — чтобы бороться не только с ИГИЛ, но и с другими радикальными группировками, и возможно, под ними подразумевались проиранские шиитские группы. А кто тогда на стороне Ирана, и каков расклад сил? Рассуждает исламовед, профессор Московского лингвистического университета Роман Силантьев.

Роман Силантьевисламовед, профессор Московского лингвистического университета«С другой стороны есть, конечно, государства, которые на стороне Ирана находятся. Это та же Сирия или Ливан. Сейчас мы наблюдаем формирование блока ваххабитского и блока шиитского. Бахрейн, например, страна шиитская, но во главе стоят ваххабиты. В Кувейте тоже ваххабиты достаточно влиятельны, хотя там есть и другие направления ислама. В данном случае они выбрали сознательно сторону Саудовской Аравии. Аналогичная ситуация в ОАЭ наблюдается и в Судане. А, например, Оман, это хариджитская уже страна, пока ни с кем отношения не разорвал. Например, никаких действий пока не предпринимает Пакистан и Индонезия, или Марокко».

Идет ли речь о том, что все суннитские страны рвут отношения со всеми шиитскими, или только о борьбе двух религиозных сверхдержав? Противостояние между суннитами и шиитами само и началось с вопроса власти: о том, кто имел право наследовать пророку Мухаммеду. Шииты — последователи «Шиат Али», партии Али, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Даже в молитве они добавляют к словам «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его», фразу «и Али, друг Аллаха». У суннитов — другая точка зрения, они считают, что община вправе выбирать халифа. Вера и власть неразрывно связаны. Но экономика и власть — тоже. А когда ссорятся две крупнейшие нефтедобывающие страны региона, то остается гадать, выиграет ли кто-то от этой ссоры.