Падение рубля надо остановить, считает советник президента России Сергей Глазьев. Центральный банк в нынешней ситуации должен принять меры по поддержке курса рубля, заявил Глазьев. По его словам, нет ни одной страны, в которой бы курс «летал бы на 10-15% ежемесячно». «Валютные резервы у нас в два раза больше, чем объем рублей в экономике, курс рубля легко стабилизировать, его можно было держать фиксированным в течение всего прошлого года», — сказал Глазьев. Помог ли бы фиксированный курс выбраться России из кризиса?

За прошлый год резко упал импорт и сократился отток капитала. Это те цели, которые помощник президента Сергей Глазьев неоднократно предлагал решать с помощью валютного контроля. Парадоксально, но они были достигнуты благодаря сильной девальвации рубля, то есть из-за того, что Центробанк не вмешивался в свободно плавающий падающий курс.

Именно благодаря такой девальвации импортозамещение стало возможным. У многих российских товаров и услуг появился шанс на конкурентоспособность. Благодаря дешевизне. Но, чтобы «импортозамещать», нужны новые мощности, чтобы инвестировать в средства производства, нужна валюта, она дорожает, а значит, падает рентабельность таких вложений. Положение мог бы спасти хоть небольшой приток иностранных инвестиций. Но из-за санкций его нет, и это не вопрос экономистов. Дешевые кредиты могли бы помочь производителям, считает основатель группы компаний «Белая Дача» Виктор Семенов.

Виктор Семеновоснователь группы компаний «Белая Дача»«Если все-таки есть хоть какой-то шанс сделать это, не раскручивая инфляцию, все-таки, как многие специалисты говорят, это можно сделать при жестком контроле за целевым использованием подобных кредитов, то я считаю, как раз, что это выход из положения. Такая точка, оперевшись на которую можно исправить ситуацию за 3-5 лет. Меньше все равно это не реально, не стоит строить иллюзий».

В теории это хорошо. Если процентная ставка по кредиту меньше инфляции, то это бесплатные деньги. Но деньги бывают только настоящими. По ним процентная ставка выше инфляции. Иначе получается дисбаланс. А если товары не продаются сейчас, можно ли будет их продать, если расширить производство? Ведь реальные доходы население снижаются. А здесь виноваты не только цены на нефть. Экономическое сжатие в России началось тогда, когда цена на нефть была выше 100 долларов за баррель. Экономические проблемы предлагают решить с помощью «печатного станка». Такой вариант звучит все чаще, к чему он может привести, недавно в эфире Business FM напомнил экономист, бывший зампред ЦБ РФ Сергей Алексашенко

Сергей Алексашенкобывший зампред ЦБ РФ«Что касается кредитной эмиссии, то она прямо запрещена законом и будет разгонять инфляцию, которая и так достаточно высока. Центральный банк и так в серьезной мере поддерживает бюджетные и квазибюджетные расходы. По моим оценкам, в прошлом году примерно триллион рублей на эти цели был направлен. Куда еще больше?»

Но все хорошо в меру. Сейчас у людей наступает шок. Девальвация вышла за пределы, которые были в самых пессимистичных прогнозах. И ситуация на валютном рынке напоминает панику. Иногда, наверное, Центробанку все-таки стоит реагировать — напоминать об ориентирах.