В этом году приоритетами будут регионы и промышленность. В прошлом году помогали в основном банковской системе. Глава Счетной палаты Татьяна Голикова недавно заявила, что прошлый план реализован менее чем на 30%. Практику антикризисного субсидирования критикуют многие экономисты, в том числе, и Алексей Кудрин. Вместо этого нужны реформы.

Согласно проекту, в новом антикризисном плане больше всего предназначено регионам — 310 миллиардов рублей. Далее следует автомобильная отрасль — почти 138 миллиардов. И еще 35 миллиардов рублей предусмотрено на поддержку сельского хозяйства. В разделе «Прочие расходы» около 200 миллиардов направляется нефинансовому сектору — в первую очередь, машиностроению.

Антикризисный план 2015 года предполагал, в частности, 1 триллион рублей на докапитализацию банков. Теперь же на эти цели пойдет лишь 25 миллиардов. Плюс к этому первый вице-премьер Игорь Шувалов обещал, что новый документ предусматривает отдельно поддержку малого бизнеса. По данным газеты «Коммерсант», в нынешнем году не предполагается снижения налогов. Основной нерешенный вопрос — дискуссия о пенсионном возрасте. Видимо, повышать или нет. Судя по всему, в документ также не вошли предложения Минтруда о введении прогрессивного подоходного налога на высокие зарплаты и об ограничении уровня зарплат топ-менеджмента госкомпаний. Так же, как и их перераспределение в пользу беднейших сотрудников. Комментирует профессор ВШЭ Иван Родионов.

Иван Родионовпрофессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ«Бизнес четко понял, что основная стратегия правительства опять ничего не делать и просто спасать тех, кто полностью провалился. И поэтому, на самом деле, от правительства в рамках этого антикризисного плана никто ничего и не ожидает. То есть, скорее всего, это игра с самим собой, правой руки с левой. Ни население, ни бизнес этот антикризисный план не затронет и не касается».

Алексей Кудрин заявил, что стране нужны не антикризисные планы, а структурные реформы. В первую очередь, надо уходить от нефтяной зависимости. Однако здесь есть целый пакет непопулярных мер, на которые в предвыборный год власть явно не решится, считает экс-министр финансов. Руководитель Счетной палаты Татьяна Голикова недавно заявила, что план 2015 года не выполнен и на 30%. Глава ВТБ Андрей Костин задал почти риторический вопрос: если малый и средний бизнес не востребован в стране, нет поля деятельности для них, то какой смысл их кредитовать? Это к тому, что правительство выделяло деньги банкам, а они должны были поддерживать перспективные проекты, но здесь возникли сложности. Продолжает главный экономист в Евразийском банке развития Ярослав Лисоволик.

Ярослав Лисоволикпрофессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии, главный экономист в Евразийском банке развития«Лучше всего было бы вместо череды антикризисных планов, которые мы уже видели в изобилии за последние 6-7 лет, была бы разработана и последовательно выполнялась стратегия экономического развития. Ясного вектора долгосрочного экономического развития пока нет, и отсюда чрезмерная чувствительность и рынков, и экономики к переменам внешнеторговой конъюнктуры».

Как следует из отчета Счетной палаты, часть антикризисных средств 2015-го пошло на выделение грантов на проекты по разработке катера-аэробота малого класса, производство межкомнатных дверей класса люкс по инновационным технологиям, а также на разведение тропических ракообразных.

Получатели продукции, согласно сопроводительной документации, компании и граждане с высокими доходами. В целом, есть такой вывод: нефтяные цены так или иначе вернутся на приемлемый уровень, главная задача — продержаться и как-нибудь обойтись без непопулярных мер.