Прогнозы по нефти в январе конкурировали за звание самых пессимистичных: 10, 16, 20, 25 долларов за баррель. Инвестиционные банки активно снижали целевые уровни. Вместе с сырьем они пересматривали и ориентир по курсу доллара, который варьировался от 80 до 210 рублей.

Еще в середине декабря экономисты Bank of America рассчитали, сколько должен стоить доллар для исполнения бюджета при разных ценах на нефть. При реализации рискового сценария Центробанка, который предполагал падение нефти до 35 долларов за баррель и исполнение бюджета с трехпроцентным дефицитом, доллар должен был вырасти до 94 рублей. Когда нефть преодолела эту отметку, доллар стоил в районе 75 рублей. После этого инвестиционные банки стали наперебой обновлять негативные прогнозы по нефти.

Банки все время делают какие-то прогнозы, и их цель — не предсказать, а напомнить о себе, считает управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин:

Александр Душкинуправляющий активами Международного фонда частных инвестиций«Если говорить о ценных бумагах, на мой взгляд, очень глупо реагировать на наличие прогнозов или их отсутствие, потому что по большей части они носят функцию маркетинговую, а не научную или образовательную. Давно все это превратилось в шоу-бизнес. Самое лучшее шоу сейчас как раз транслируется на Wall Street, а не на Бродвее».

В тот день, когда доллар на торгах перевалил за 85, бывший министр финансов Алексей Кудрин в интервью Business FM заявил, что обвал рубля — временное явление и российская валюта вернет себе хотя бы часть потерянных позиций. Но при этом он допустил, что цена на нефть опустится до 16 долларов за баррель, а возможно, и ниже.

Рубль действительно окреп. Но было бы сложно представить, что первая часть прогноза сбудется, если нефть действительно так сильно упадет. Несмотря на значительные колебания рубля, заработать на нем сложно, потому что развивающиеся страны не прошли дно экономического цикла. О своих действиях с деньгами Фонда в январе рассказывает Александр Душкин:

«Все уже давно переведено в валюту. Это все постепенно происходило, и в принципе нет планов выходить из валюты в ближайшие годы. Стратегическая позиция сейчас заключается в том, что экономика мира ослабевает. Я думаю, что сейчас есть очень хорошие возможности в корпоративных облигациях. Так как экономическая ситуация ухудшается, 30-летние облигации будут подниматься».

Помимо этого в портфеле есть длинная позиция по нефти. Причина такова: текущие цены на нефть нанесут отрасли огромный ущерб, что в итоге приведет к росту цен в обязательном порядке. Чем ниже цены на нефть будут долгое время, тем выше и быстрее они потом поднимутся.