Патриарх Кирилл сказал понтифику: «У меня впечатление, что мы встречаемся в правильном месте и в правильное время». Папа Франциск назвал Патриарха «братом». Он произнес это на испанском, а Кирилл ответил на русском: «Теперь все легче». «В нашем сердце большие ожидания от этой беседы», — продолжал Франциск.

Перед общением с глазу на глаз духовные лидеры обратились к журналистам, а затем около двух часов беседовали за закрытыми дверями.

После этой беседы глава РПЦ и Папа Римский подписали совместное заявление, текст которого посвящен ситуации на Ближнем Востоке, а также на Украине. Первым после встречи выступил Кирилл.

КириллПатриарх Московский и всея Руси«Мы провели два часа в открытых братских дискуссиях. Это была очень содержательная беседа, которая дала нам возможность понять и почувствовать позиции друг друга. И результаты этой беседы дают мне возможность сказать, что сегодня две церкви могут активно совместно работать, защищая христиан по всему миру. И с полной ответственностью совместно работать для того, чтобы не было войны, чтобы повсюду уважалась человеческая жизнь, чтобы укреплялись основы семейной, личной, общественной нравственности. И чтобы через участие церкви в жизни современного общества прославлялось пресвятое и преблагословенное имя отца и сына, и святого духа».

Далее слово взял Папа Римский. «Мы говорили как братья, потому что мы — епископы. У нас одна вера, и мы ищем один путь», — переводил слова папы литовский ксендз Висвалдас Кулбокас.

ФранцискПапа Римский«Мы говорили очень откровенно, и я благодарю Его Святейшество за его смирение, за его усилия, которые он показал, чтобы мы вместе искали единение. Мы вместе обсудили целый ряд инициатив, которые, я думаю, можно будет со временем осуществлять. Чтобы все это пошло во славу Бога — отца, сына святого духа. И для всех верующих под покровом Пресвятой Богородицы нашей Марии».

Главы церквей обменялись подарками. Кирилл вручил папе список иконы Казанской божьей матери и свою книгу, а Франциск подарил патриарху реликвию (кусочек кости) святого Кирилла и чашу.

Дмитрий Медведев на Мюнхенской конференции по безопасности назвал встречу патриарха и папы римского «ярким примером объединения».

«Только вчера мы видели яркий пример того, как начинается движение друг к другу. А ведь до этого две христианские церкви не общались столетиями», — отметил премьер-министр.

Церемонию встречи и ее возможные последствия прокомментировал Александр Дворкин, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Александр Дворкинпрофессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета«Когда меня за несколько дней до встречи спросили, как она произойдет, как они друг друга будут приветствовать, я сказал, что, скорее всего, они обнимутся и троекратно друг друга поцелуют. Так оно и произошло. Опять же, насколько я знаю, Папа Франциск — достаточно сердечный, искренний человек. И наш Патриарх — тоже достаточно теплый человек. Поэтому так они встретились. Для меня как для богослова также важно, что Папа Римский сказал: он и Патриарх — епископы, и как епископы они могут говорить на равных. Мне кажется, что это нечто новое в том понимании, в том, как римские понтифики, Римские Папы понимали свою роль. Потому что всю историю они всячески подчеркивали, что они не просто епископы, а некие супер-епископы. И свет и достоинство остальных епископов — это лишь отражение света кафедры Святого Петра. И то, что Римский Папа сказал, что он такой же епископ, как и другие епископы, я думаю, очень важно. Если это в дальнейшем будет развиваться, это очень обнадеживающий знак. Разговоры о том, что две церкви могут работать на благо христиан всего мира, это, прежде всего, о привлечении внимания к этой проблеме. Потому что СМИ так устроены все, что если не привлекать внимания к какой-то проблеме, чаще всего на нее не обращают внимания. На Ближнем Востоке убивают десятки, сотни христиан. Настоящий геноцид. Еще 50 лет назад на Ближнем Востоке христианское население составляло более 20%, сегодня там от силы 3%. И христианское население продолжает стремительно сокращаться. Это убийство, насильственная эмиграция, насильственное обращение в ислам и так далее, и про это практически никто не говорит. И если две церкви будут привлекать внимание к этому, в том числе, и журналистского сообщества и всех людей, то эта проблема станет гораздо более заметной».

Текст декларации согласовывался сторонами едва ли не до самой встречи. В ней помимо прочего говорится: «Мы не соперники, а братья. Из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру». 20 лет назад текст декларации утвердить не удалось, и историческая встреча Алексия Второго и Папы Иоанна Павла Второго так и не состоялась.