Минфин предсказал России 15-летний застой экономики при отсутствии реформ. Такие выводы ведомство сделало, просчитав варианты развития российской экономики до 2030 года. Как пишет газета «Ведомости», один из них инерционный, который предполагает отсутствие структурных реформ.

Согласно этому варианту, в целом за 2014-2030 годы экономика увеличится всего на 13% — на столько же она, для сравнения, выросла за 2011-2013 годы. Реальный уровень зарплат вернется к планке 2014 года только в 2025 году — столько времени уйдет на преодоление их 13-процентного падения за прошлый и нынешний годы.

В российской экономической политике видение на горизонте нескольких лет напрочь отсутствует. Не без поддержки самого Минфина мы в прошлом году перешли на годовой бюджет вместо трехлетнего, окончательно лишив страну перспектив, считает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.

Евгений Надоршинглавный экономист ПФ «Капитал»«Кого беспокоят 15-летние планы? Экономических агентов в общественном и частном секторе, которые имели бы хотя бы какие-то планы, не скажу «полноценные,» хотя бы какие-то представления о том, что у них может быть в том же 2030 году, можно по пальцам двух рук пересчитать максимум. Разговор про реформы сам по себе просто в воздухе висящий. То есть, если у нас не будет реформ, у нас будет стагнация — это разговор, мне кажется, ни о чем. В моем понимании, все-таки от органа исполнительной власти хочется слышать конкретные предложения, что он хотя бы в своей сфере, в которой сам совершил немалое количество ошибок в последнее время, сильно и резко увеличив экономическую неопределенность. Вот вместо того, чтобы ее снижать, у нас в последнее время все органы экономической власти, что Центральный банк, что Минфин, они соревнуются в том, кто больше эту неопределенность повысит. Хотелось бы видеть нечто иное. Хотелось бы, чтобы экономические власти потратили больше сил на увеличение этой определенности. Если бы Минфин на том же длинном горизонте помимо обещаний 40-долларовых цен на нефть и стагнации смог бы четко прорисовать, как при этих условиях, на что, каким образом будет тратить бюджет, какие обязательства на себя сможет взять государство, какие планы по наращиванию долга, как видится ситуация в этом разрезе с очень приличным количеством деталей, в том числе и по конкретным обязательствам, по тем, по которым государство готово развивать… Ну, у нас же есть вроде как планы по развитию, у нас есть цели, национальные проекты, которые мы не должны бросить, даже если будет 40 долларов за баррель, по крайней мере, вроде как об этом шла речь. Уже это обрисовать, мне кажется, было бы очень важным делом».

Профессор факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте России Василий Якимкин полагает, что не все так страшно. Вместо того чтобы рисовать ужасные картины будущего, стоит просто заняться реформами, отметил он.

Василий Якимкинпрофессор факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте России«Я бы тут в пессимизм не вдавался, потому что Минфин оценивает со своей колокольни, его задача — бюджетное наполнение. Денег не хватает, они начинают рисовать ужасные картины. На самом деле понятно, что Минфин у нас стоит на позиции монетариста. А с точки зрения монетаризма, когда во главу угла ставятся деньги, их количество, скорость оборота, у нас не все благоприятно в экономике. Тут нужны очень серьезные реформы. Но в данных условиях надо создавать спрос, делать заказы именно от государства, если экономика тормозится, может, вернуться к госплану — вот в каком направлении делать реформы. В свободное плавание отпустишь в текущих условиях — остатки загнутся, потому что Минфин всех обложит непомерными налогами, потому что денег на выполнение программ нет. Поэтому надо стимулировать малое и среднее предпринимательство, а не давить его налогами. А почему этот сегмент? От них отдача максимальная и в короткие сроки. Грузить госкорпорации как следует, чтобы больше товаров выпускали, поддерживать занятость населения, поддерживать внутренний спрос через занятость, чтобы люди получали зарплаты и эти деньги тратили, а не копили. То, что спрос ужимается, это плохо, надо это все стимулировать».

В то же время, как сообщил «Ведомостям» представитель Минфина, есть и другие варианты, которые сопряжены с реализацией реформ. Так, целевой сценарий Минфина позволит экономике выйти на темпы роста в 2-3%. Его ключевое условие — структурные изменения в экономике, это, прежде всего, повышение отдачи на капитал за счет роста производительности труда, опережающего рост зарплат, и, как результат, увеличение доли инвестиций в ВВП. Такой маневр требует повышения гибкости рынка труда, мобильности работников, вложений в их переобучение.