В предыдущих сериях проекта, когда я говорил, что энергосберегающую лампу или батарейки можно отнести в ДЭЗ, я не упомянул о том, что экологи отдельно предупредили: если потом вы увидели, как сотрудник ДЭЗа несет только что сданные вами лампу или батарейки к обычному мусорному баку — вот телефон, по которому нужно жаловаться. Если есть предупреждение, значит, были и прецеденты.

Нам удалось пообщаться с гендиректором компании «Мегаполис ресурс» Владимиром Мацюком. Эта компания из Челябинска — одна из немногих, если не единственная в стране, которая занимается переработкой техники, электроники и батареек.

Забирая батарейки в сетевых магазинах электроники, куда их несут граждане, у себя на производстве «Мегаполис ресурс» снимет металлическую оболочку и отправляет ее на лом. А соли цинка и марганца, щелочные растворы и прочее содержимое батарейки компания перерабатывает и продает предприятиям химпрома и металлургам. С батарейками на таком уровне почти никто больше не занимается. Вопрос объемов и выстраивания системы. С фотоотходами раньше тоже мало кто работал. Продолжает Владимир Мацюк.

Владимир Мацюкгендиректор компании «Мегаполис ресурс»«Если посмотреть на снимок рентгеновский, то всё, что чёрное на нём — это серебро коллоидное. Очень низкая концентрация, конечно, но если собрать таких снимков много, то из них можно извлечь серебро. Традиционная схема заключалась в том, чтобы их сжигать. И будто бы это, ну, позволяет металл получить. Но, в целом, технология не самая прогрессивная. Мы там дожали техпроцесс до того, чтобы смывать с этой плёнки изображение, из грязной воды в процессе водоочистки получать серебро и запускать воду в обратный цикл. А плёнку отмытую — это пластик и так далее — пускать уже по линии переработки полимеров. И когда мы этим, например, начали заниматься, никому, практически, эти отходы не нужны были. Затем, ну, достаточно быстро, скажем так, возник спрос, ну и всё пришло в равновесие».

Корпоративный сектор по закону обязан утилизировать опасный мусор. Тут хотя бы возможно создание объемов. А вот если говорить о гражданах, то даже раздельный сбор не предусматривает возможности правильно выбросить тот же мобильник. Свою совесть можно очистить, сдав старый телефон или телевизор перекупщикам, но они, как правило, вытащив из прибора нужные им запчасти, остальное выбрасывают в те же обычные баки. Интересно, что по закону всё уже должно было быть, как в Европе, и мы уже за это платим. Говорит гендиректор ГК «Эко-система» Андрей Якимчук.

Андрей Якимчукгендиректор ГК «Эко-система»«Если взять любой бытовой прибор импортного производства — компьютер, телефон, телевизор, монитор — на задней стенке этого прибора указан переработчик. Например, с компанией «Сони работает подразделение компании «Виолия». Т.е. когда производитель производит продукцию, он сразу же на момент производства закладывает в стоимость продукции плату за ее утилизацию от полутора до пяти процентов. После этого заключает контракт с компанией, которая все это будет утилизировать».

В России вступил в силу закон, по которому всё должно заработать точно также. Но производителям некуда нести деньги, которые они собрали с покупателей, включив утилизационный сбор в цену товара. Почему? Отвечает первый заместитель председателя Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Иван Никитчук.

Иван Никитчукпервый заместитель председателя Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии«Разгильдяйство. Правительство должно выпустить целый ряд подзаконных актов, которые обеспечат работу этого закона. Не сделали. Поэтому этот год, скорее всего, как говорят в правительстве, будет переходным годом. По-настоящему закон выступит в силу с 1 января 2017 года. Пока что все предприятия, наверное, пусть деньги накапливают».

А пока, как говорят эксперты, на мусоре продолжают зарабатывать не чистые на руку чиновники. Много и непрозрачно. На обычных свалках. Без раздельного сбора, без соблюдения норм. Без свидетелей и безнаказанно. Об этом в следующей серии.