Задержан владелец аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик, ему предъявлено обвинение по делу о теракте в 2011 году. Об этом заявил официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин. По словам пресс-секретаря Басманного суда Юноны Царевой, завтра, в 14:00, суд рассмотрит ходатайство следствия об избрании Каменщику меры пресечения. По версии следствия, при участии Каменщика в аэропорту была внедрена выборочная система досмотра на входах в аэровокзальный комплекс. Это привело к увеличению степени уязвимости аэропорта.

Накануне Дмитрий Каменщик дал незапланированную пресс-конференцию. О ней стало известно в считанные часы до ее начала. Владелец «Домодедово» не исключил, что может стать обвиняемым по делу о теракте 2011 года, а заодно сообщил, что правоохранители постоянно интересуются деятельностью аэропорта.

Дмитрий Каменщикпредседатель Совета Директоров Московского аэропорта «Домодедово»«3 386 судебных дел. У нас было больше 10 тысяч судебных заседаний. За 15 лет. Статистика за 15 лет дается. У нас было 61 налоговое дело. У нас было 778 различных проверок правоохранительных органов. У нас было 23 уголовных дела. У нас было проведено 130 обысков и выемок. Больше полутора тысяч допросов и 405 налоговых проверок. Да, это много. Да, это тяжело, но в итоге государство вело себя в истории, по крайней мере, с нами законно, что позволило нам выжить».

Напомним, в результате взрыва в «Домодедово» в 2011 году погибли 37 человек. Летом того же года Дмитрий Каменщик тоже давал пресс-конференцию. И в ответ на вопрос журналистов, тоже не исключил, что его могут посадить. Ранее были арестованы двое бывших руководителей «Домодедово» и один действующий сотрудник.

Ситуация с Дмитрием Каменщиком в России — уникальная. В России за последние десятилетия регулярно происходили теракты на транспорте и транспортных объектах — взрывы в метрополитене, на железной дороге, в самолетах. В 2009 году произошло крушение Невского экспресса, погибли 28 человек. В ходе расследования претензий к руководству РЖД не возникло. За 5 лет до этого из аэропорта «Домодедово» вылетели самолеты, взорванные в воздухе смертницами. Погибли 89 человек. На скамье подсудимых оказался сотрудник милиции, который отпустил террористок без обыска, а также контролер, который за взятку помог им попасть на борт. Ни к собственникам аэропорта, ни к руководству претензий не было. Точно также после терактов не возникали вопросы к руководству Московского метрополитена, ни уж тем более к его собственнику, то есть к государству.

Константин Симоновгенеральный директор ФНЭБ«Не соглашусь, что Каменщик мог бы уехать. Многие могли, но остались. Ярчайший пример — Евтушенков. Он тоже прекрасно понимал, что является предметом серьезной атаки, и сами понимаете, какие силы были включены в процесс изъятия компании «Башнефть», однако он не уехал, оказался под домашним арестом, в итоге компанию забрали, он вышел из-под домашнего ареста, но тем не менее страну не покинул. В этом плане, на самом деле, не все, не все уезжают в таком случае из России. Я думаю, что сейчас ситуация может развиваться по варианту «Башнефти». Потому что, когда заводятся дела относительно собственников крупных активов, к сожалению, может быть, мы — столь циничны и неправы, но все-таки определенные подозрения, что есть желание эту собственность забрать, распределить, они, увы, возникают, потому что слишком много подобного рода историй мы наблюдали. Собственно, это признает и наша власть. Не случайно, не так давно была создана даже специальная комиссия, где представители бизнеса будут общаться с представителями силовых структур, ситуация немного странноватая, конечно, зато типично российская. Да, вот будут обсуждаться вот такого рода истории, когда, видимо, будут говорить: «Товарищи в погонах, а зачем вы арестовали бизнесмена К. или бизнесмена Н., Е.? За что вы так к бизнесу?» Потому что вроде бы сейчас у нас декларируется идея просыпания предпринимательской инициативы, бизнеса, наверное, надо делать что-то с такими историями, потому что опять их становится неприлично все-таки многовато, и они довольно шумные. Поэтому здесь, я думаю, нельзя просто прикрыться формальными вещами, дескать, вот так вот у нас по закону, и что же делать, а вдруг он виноват. Наверняка, такие аргументы будут. Но еще раз повторю, что здесь вопрос, действительно, заключается в правилах игры. Если уж сам президент создает комиссию, где еще раз повторю, бизнес будет общаться с силовикам. Значит, сам президент понимает, что все-таки такая проблема есть, и, наверное, у предпринимателей тоже есть какие-то аргументы. И, кстати, в послании президента, где он сказал — слушайте, у нас собственность забирают, бизнесменов арестовывают и просят их отдать активы. Это же в послании было в последнем, и сам президент об этом говорил. И вот такие кейсы у нас происходят. Так, естественно, возвращаемся к тексту послания, читаем его внимательно и задаем вопросы. Так президент об этом сказал. И после уже послания все равно подобного рода кейсы повторяются. Слушайте, наверное, об этом надо задуматься, или тогда прекратите свою демагогию на тему — давайте задумаемся о свободе предпринимательства».

«Московский аэропорт «Домодедово» считает необоснованным задержание Дмитрия Каменщика. Мы рассчитываем на объективное рассмотрение сложившейся ситуации уполномоченными государственными органами», — говорится в заявлении, опубликованном аэропортом в четверг вечером. О том, на ком обычно лежит ответственность за нарушение норм безопасности в аэропортах?

Сергей Веховдиректор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис»«Я удивляюсь, какую ответственность несет собственник аэропорта. То есть за вопрос небезопасности уполномочен отвечать собственной свободой директор по безопасности аэропорта, специалист, который знает все нормы и правила в системе безопасности пассажиров в этой точке транспортной. А при чем здесь собственник, я не думаю, что он специально изучал меры безопасности в международных аэропортах. Принимают решение об установке любых средств безопасности, как и любых других систем, люди, которые отвечают за сектор работ аэропорта. Если, например, руководитель диспетчеров воздушного движения отвечает за то оборудование, которое у него стоит, то начальник службы безопасности аэропорта отвечает за те системы безопасности, которые у него установлены. И он за них отвчает. Но с какой стати здесь спрашивать собственника, я не очень понимаю. Есть конкретное лицо, специалист, директор или он главный в управлении безопасности аэропорта, который, конечно же, подчиняется опять-таки директору, а не собственнику. И уже потом у него есть свои заместители, которые также обеспечивают его информацией, которая необходима по оборудованию, по системам. Точно надо смотреть, как отвечал собственник. Может быть, начальник безопасности ему докладывал, что нужно установить что-то дополнительное, сделать или исполнить. А собственник сказал, что нет, мы не будем на это тратиться, сохраним наши деньги. Тогда, наверное. Посмотрим, что нам скажет следствие».

Каменщику предъявлено обвинение в совершении преступления, по ч.3 ст.238 УК (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Максимальная санкция части 3 статьи 238 УК — лишение свободы на срок до десяти лет. О юридических аспектах подобных дел говорит бывший старший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР Владимир Калиниченко.

Владимир Калиниченкобывший старший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССЫ принципе, для следствия установить большой сложности не составляет, если он — достаточно опытный следователь и достаточно грамотный, чтобы построить такую конструкцию обвинения. Но, как правило, этим не злоупотребляя, понимая, что жизнь многогранна и многосложна. По всем терактам, и в метро, которые были, и взрывы домов, которые были, и в Беслане, которые, там ведь таких последствий не наступило, никого к уголовной ответственности не привлекали. Может быть, здесь наказание и будет оправданным сейчас, с точки зрения наказания, с точки зрения предъявления обвинения, но я совершенно не уверен, что то, что сейчас происходит, это происходит, действительно, правильно».

Ранее сам Дмитрий Каменщик заявил, что 5 лет назад ни один из документов не предполагал досмотра всех входящих в здание аэровокзала, так как это не было требованием законодательства в то время.