Сэкономят почти 700 млн. В ходе экспертизы проекта строительства моста через Керченский пролив смета была урезана на 680 млн рублей. В общих объемах проекта — это капля. Сметная стоимость моста в ценах IV квартала 2015 года составила 211 млрд 85 млн рублей. Изначально власти говорили о том, что мост обойдется в 50 млрд рублей, затем на официальном уровне назывались цифры: 100, 150, 200 и даже 376,5 млрд. В январе 15-го года правительство установило потолок сметы на уровне 228,3 млрд рублей. Ни к одной из этих цифр не стоит относиться серьезно, уверен управляющий УК «ВС-оценка» Василий Иллювиев.

Василий Иллювиевуправляющий УК «ВС-оценка»«Мост, конечно, такой сумасшедшей протяженности — это абсолютно уникальный проект. Честно сказать, все, кто осмечивают, они пытаются что-то посчитать, но они все равно до конца не понимают, сколько будет стоить этот проект. Никто этого не понимает. И каким образом это компенсируется, то ли они по максимуму закладывают, то ли они где-то как-то надеются выкрутиться и дофинансировать в крайнем случае, сложно сказать. Но такие проекты очень сложно посчитать изначально. Разброс от 50 млрд, я так понимаю, что эта цифра была самая первая. Я не знаю, на чем она была основана. Некое такое собственное личное ощущение. Остальные цифры прорабатывались по ходу того, как продвигался проект. Видимо, уже были какие-то расчеты. Но честно сказать, не думаю, что принципиально на изменения этой стоимости влияли какие-то изменения в конструкции этого моста, в технологии».

Компания «СГМ-Мост» — стопроцентная «дочка» компании «Стройгазмонтаж» на строительство 19-километрового моста в прошлом году уже получила 48,9 млрд рублей. Планы на 2016-й — 65,4 млрд. Контракт компания Аркадия Ротенберга получила без конкурса. Как это часто бывает, говорит управляющий партнер компании «Юникварт» Артем Цогоев.

Артем Цогоевуправляющий партнер UNIKVART«Дело в том, что это практика, которая сложилась сейчас по многим проектам, которые имеют государственное значение. 12 стадионов к ЧМ по футболу 2018 года, подрядчики на них были назначены. Они не были выбраны на тендере, было постановление правительства РФ, по которым кого-то назначили строить эти стадионы. Это сложившаяся практика. Там просто нужно тоже вспомнить историю. Изначально выбрали компанию «Стройтрансгаз», потом ее поменяли, видимо, шел внутренний тендер какой-то, или выбор. В любом случае приняли решение о том, что будет строить та компания, которая сейчас будет этим заниматься, а не какая-то другая. Что касается недовольных, с одной стороны, объект — конечно, хороший, но с другой стороны, практика подобных мегапроектов для многих компаний-подрядчиков заканчивается весьма печально. Они начинают, например, строить сочинские объекты, а потом заканчивают свое существование банкротством. Поэтому, может быть, были недовольны, а, может, наоборот, были довольны, что не им выпала такая честь, а кому-то еще».

«Стройтрансгаз», которая чуть было не получила Керченский мост, — это компания Геннадия Тимченко. Она же получила и несколько стадионов к чемпионату мира, о которых было сказано выше.