Прокуратура в субботу, 20 февраля, обжаловала решение Басманного суда о домашнем аресте Дмитрия Каменщика — фактического владельца аэропорта «Домодедово» и миллиардера, удостоенного места в топ-30 списка русского Forbes. В апелляционном представлении надзорное ведомство просит Мосгорсуд отменить избранную меру пресечения и освободить фигуранта.

С требованием об отмене принятого накануне решения прокуратура обратилась в суд даже раньше, чем адвокаты предпринимателя. Апелляционное представление Генеральной прокуратуры было зарегистрировано в последний предпраздничный день после обеда.

Как сообщила Business FM пресс-секретарь Басманного суда Москвы Юнона Царева, в нем прокурор просил отменить принятое накануне судом решение о домашнем аресте предпринимателя. «Прокуратура считает избранную меру пресечения незаконной и просит решение суда отменить», — сказала она.

Адвокат бизнесмена Михаил Колпаков сообщил РАПСИ, что также подал в Мосгорсуд через Басманный суд столицы жалобу, в которой потребовал немедленного освобождения предпринимателя. «В своей жалобе я прошу отменить решение Басманного суда Москвы, санкционировавшего домашний арест, и освободить моего подзащитного», — сказал он. В Басманном суде поступление жалобы защиты не подтверждали до пяти часов вечера. Позже Царева сообщила: в итоге суд зарегистрировал жалобу, подписанную другим адвокатом предпринимателя Евгенией Ионовой.

Накануне Басманный суд Москвы поместил до 18 апреля под домашний арест предпринимателя, владеющего аэропортом «Домодедово» через сеть коммерческих фирм. Он будет находиться в деревне Одинцово Домодедовского городского округа. Особняк, где проживает Каменщик, оформлен как дом отдыха и арендован им.

Первоначально СК обратился в суд с ходатайством о заключении предпринимателя под стражу, но затем попросил поместить бизнесмена под домашний арест. Однако прокуратура в суде не поддержала просьбу следствия. Более того, надзорное ведомство заявило о необоснованности задержания фигуранта, предъявления ему обвинения, а также о необходимости прекратить дело.

Дмитрий Каменщик, владелец компании «Ист-Лайн», которая занималась организацией грузовых перевозок, в 1998 году добился аренды имущества «Домодедово» на 75 лет, а сам возглавил совет директоров аэропорта. Русская версия журнала Forbes поместила его на 27-ю строчку богатейших бизнесменов России с состоянием 3,8 млрд долларов.

Каменщик был задержан 18 февраля в Следственном комитете России. Туда его вызвали в качестве свидетеля по делу о теракте 2011 года, но после допроса сразу же предъявили обвинение в «выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц» (ч.3 ст. 238 УК РФ). Аналогичное обвинение на прошлой неделе было предъявлено бывшему директору аэропорта Вячеславу Некрасову, начальнику службы безопасности Андрею Данилову и бывшей руководительнице Российского представительства компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед» ( она управляет аэропортом) Светлане Тришиной. 8 и 9 февраля их заключили в СИЗО.

По версии следствия, в 2010 году руководство аэропорта внедрило новую систему досмотра на входах в аэровокзальный комплекс, которая не предусматривала 100-процентное прохождение посетителей через рамку металлоискателей и досмотр их вещей. Это привело к увеличению степени уязвимости аэропорта. В результате 24 января 2011 года боевик чеченского террориста № 1 Доку Умарова Магомед Евлоев прошел в здание аэропорта и совершил теракт, в результате которого погибли 37 человек и свыше 170 были ранены.

Фигуранты дела не признают вину, утверждая, что новая технология досмотра почти ничем не отличалась от старой, которая также была выборочной. К досмотру лишь привлекли сотрудников полиции, что только усилило контроль за входящими. К тому же ряд судов ранее признал, что руководство аэропорта и служба безопасности не были причиной смерти людей.

Политолог Владимир Слатинов считает, что у Дмитрия Каменщика неплохие перспективы добиться прекращения дела и выйти на свободу.

Владимир Слатиновполитолог«Реакция крупного бизнес-сообщества крайне негативна на этот арест. Совершенно очевидно, что обвинение, мягко говоря, несостоятельно или вызывает огромные сомнения с точки зрения корректности. Есть огромное подозрение, что дело явно ангажировано. Оно чудовищным образом бьет не только по престижу российского государства, но и дезавуирует многочисленные заявления, которые мы слышим в последние месяцы в адрес бизнес-сообщества о том, что главным ответом на экономический кризис будет расширение экономической свободы. Сначала мы видели снос торговых палаток в Москве, к которым отношение очень неоднозначное. И, наконец, повторное возбуждение дела и арест Каменщика. Я полагаю, что это чудовищный сигнал о том, что заявленный политический курс абсолютно дезавуируется силовиками».

По мнению эксперта, обжалуя арест, прокуратура «действует в контексте заявленных целей государственной политики». «Уж не знаю получила она указание или сама догадалась это сделать, но то, что она действует в рамках данной политической линии, это совершенно очевидно», — заметил Слатинов. Он полагает, что с точки зрения практики российских силовиков в отношении крупных российских бизнесменов, Дмитрию Каменщику избрали довольно мягкую меру пресечения, «которой удостаиваются избранные и в этом случае ему повезло». Тем не менее, политолог убежден: существует довольно много шансов того, что в дальнейшем дело будет прекращено, а Каменщик выйдет на свободу.