27 февраля в 00.00 часов по дамасскому и в 01.00 по московскому времени вступает в силу соглашение о прекращении огня в Сирии. Документ предусматривает, остановку боевых действий Россией, США и всеми их союзниками в регионе.

Режим прекращения огня не касается запрещенных в России ИГИЛ, «Джебхат-ан-Нусры» и связанных с ними группировок. Сирийская оппозиция, а также Турция и Саудовская Аравия в целом согласились с договоренностями, хотя у всех есть свои замечания.

Москва сообщила о том, что российское и американское командование в регионе начинают обмен данными о расположении террористов ИГИЛ и «Джебхат-ан-Нусры».

Башар Асад назначил на 13 апреля парламентские выборы. Риск, что перемирие не будет соблюдаться, есть, однако впервые можно говорить о начале большого именно политического процесса в Сирии.

Москва, Дамаск и Вашингтон готовы соблюдать соглашение безоговорочно. Сирийская оппозиция сомневается, готовит свои замечания, но в целом, похоже, согласна прекратить огонь. При этом оппозиционеры не исключают, что Асад будет нарушать перемирие — в частности, используя право сторон адекватно ответить на угрозы для себя лично.

Турция заявила, что приветствует прекращение огня. Хотя явно не без доли сарказма в Анкаре понадеялись, что перемирие будет отличаться от всех предыдущих — то есть, соблюдаться. При этом Турция официально заверила, что никакой совместной с Саудовской Аравией военной операции в Сирии не будет. Хотя она оставляет за собой право защищать собственные границы от внешних угроз.

Главная проблема — как отличить, где террористы, а где оппозиция. Официально признается тот факт, что отряды «Джебхат –ан-Нусры» переплетены с умеренной оппозицией, в частности, в районе Алеппо. И где кто — не всегда понятно, отсюда обвинения, что российская авиация бьет не по тем.

Достаточно редкий случай в истории, когда в войне много участников, однако о мире договаривается лишь некая часть из них. Чтобы решить эту проблему, Россия и США обещают наладить обмен разведданными — определить четкое местонахождение террористов и планомерно их уничтожать. Комментирует политолог-арабист Алексей Малашенко.

Алексей Малашенкочлен научного совета московского Центра Карнеги«Вот летит самолет, и ему говорят, что внизу «Джебхат-ан-Нусра». А действительно ли там она или кто-то другой? Вероятность срыва этой договоренности очень велика. Это пока все очень хрупко. Вот если подтвердится ситуация, когда да, мы не ведем военных действий, армия Башара эти действия не ведет, американцы это всячески поддерживают. И мы точечными ударами бьем по каждому игиловцу в отдельности…».

Стороны признают, что режим будет нарушаться — так чтобы все шло совсем гладко, быть не может — но, тем не менее, официальный вывод: это начало большого политического процесса. При том, что нерешенным остается вопрос о будущем Башара Асада, который практически одновременно с подписанием соглашения объявил дату новых парламентских выборов 13 апреля нынешнего года. Реакция оппозиции на это решение отрицательная. Видно, что сирийский президент рассчитывает, что в результате голосования победит его же партия, и он докажет свою полную легитимность. Понятно, что никуда в таком случае он уходить не собирается. Продолжает политолог Георгий Бовт.

Георгий Бовтполитолог, журналист«Он мог действовать в данном случае вполне самостоятельно. Не спрашивать разрешения в Вашингтоне, хотя, думаю, что Москву он поставил в известность. Будет много толков по поводу того, что это за выборы, как их проводить, и надо ли их проводить так рано. Помнится, на осенних переговорах договорились о том, что, все-таки, 18 месяцев будет отпущено на переходный период. А так рано выборы проводить, наверное, многие не согласятся. Потому что Асад их, скорее всего, выиграет успешно».

Хотя тот же Асад буквально за несколько дней до подписания соглашения был готов продолжать войну, пока не вернет полный контроль над всей страной. Возможно, при благоприятном стечении обстоятельств он даст себя уговорить и уйдет. Все будет зависеть от прекращения огня — выборы на фоне войны вряд ли кто-нибудь признает. Среди основных выводов — соглашение достигнуто между Россией и США, они признаются главными игроками на сирийском направлении. Это еще не разрядка и не означает улучшения отношений и снятия санкций, но, тем не менее, это есть серьезный прорыв, и появляется надежда на то, что и по другим вопросам также удастся договориться. Есть готовность к компромиссам.