Россию ждут еще три года кризиса. О таком прогнозе Минэконоразвития пишут «Ведомости» со ссылкой на документы, подготовленные министерством. В ведомстве считают, что цены на нефть в эти годы будут ниже 50 долларов, а санкции и контрсанкции останутся в силе. Впрочем, представитель Минэкономразвития назвал документ «драфтом для обсуждения». По его словам, «это не прогноз, а первые прикидки».

Но при таком сценарии, как считают чиновники, бюджет продолжит экономию на социальных расходах. Пенсии будут индексироваться раз в год на целевой уровень инфляции — 4%, на достижение которого чиновники, правда, не рассчитывают и к 2019 году. Значит, в реальном выражении пенсии снизятся примерно на 10%. Будет заморожена индексация зарплат бюджетников, а также накопительная часть пенсии.

Прогнозы, обсуждаемые министерством, Business FM прокомментировал экономист по России и СНГ инвесткомпании «Ренессанс Капитал» Олег Кузьмин:

Олег Кузьминэкономист по России и СНГ инвестиционной компании «Ренессанс Капитал»«Среднесрочные перспективы расходования бюджетных средств, конечно, во многом будут зависеть от динамики нефтяных цен. Если исходить из достаточно консервативного варианта, который предполагает нынешний прогноз Минэкономразвития — в соответствии с ним цены на нефть остаются на уровне ниже 50 долларов за баррель в следующие четыре года — у бюджета, к сожалению, не будет существенных возможностей каким-то образом расширять социальную поддержку. В 2015 году социальные расходы бюджета выросли до 14% ВВП, в то время как в 2008 году они составляли всего лишь 9%. Если цена на нефть снизится более чем в два раза, то бюджету будет очень сложно поддерживать социальные расходы на том уровне, который есть, и тем более каким-то образом их увеличивать. При сохранении низких цен на нефть обеспечение общей макроэкономической устойчивости в стране, к сожалению, потребует снижения расходов на социальную сферу в реальном выражении. В целом при достаточно консервативных предпосылках динамики нефтяных цен вариант, предложенный Минэкономразвития, выглядит абсолютно реалистичным. Нельзя исключать, что при такой нефтяной конъюнктуре может потребоваться где-то даже и большее сокращение расходов на социальный блок».

В базовом варианте прогноза Минфина средняя цена нефти в этом году будет 35 долларов за баррель, в следующие годы — 40 и 45 долларов. В консервативном варианте нефть дешевле, чем в базовом, на 10 долларов.

Есть три сценария, говорит руководитель направления «Макроэкономика» Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов:

Дмитрий Белоусовруководитель направления «Макроэкономика» Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования«Три варианта. Один — очень низкий, со средними ценами на нефть ниже 25 на этот год, медленным ростом дальше и максимальной реализацией кризисного потенциала, который у нас есть, то есть с реальным банковским кризисом в этом году из-за большого количества плохих, точнее неопределенных активов. Это некий ресурс, размещенный в аффилированных структурах и готовый к выводу в силу аффилированности самих к себе структур. Если кризис нарастает, соответственно, идет новая волна вывода капитала и кризис кредитования, и все такое прочее. Соответственно, политика государства имеет чисто антикризисный характер, мы имеем двухлетний довольно тяжелый спад. В среднем варианте у нас цены на нефть в этом году примерно по правительственному прогнозу — 35 долларов с дальнейшим мягким отрастанием до 50 к концу периода. Банковский кризис является локальным. Тем не менее из-за того, что предприятия привыкли к кризису, то есть идет сокращение реальных зарплат и так далее, мы имеем в этом году примерно 2,5-процентный спад при 7-7,5-процентной инфляции. Третий вариант — высокий: он в текущем году примерно такой же по ценам на нефть — 37 долларов за баррель, что было бы приятней, без сильного падения в начале года — примерно как оно и есть — и с попыткой государства проводить антикризисную политику: стимулировать кредитование, развитие рынка корпоративных облигаций, возможно, если девальвация позволит, развернуть локальные программы борьбы с бедностью. Тогда мы можем в этом году выйти на менее чем 1-процентный спад — 0,5%, в следующем году выйти в легкий плюс и примерно в 2,5% в 2017 году. Сейчас то, что изобразило Минэкономики, — это нечто среднее между нашим оптимистичным вариантом и базовым. Конечно, удручает полное отсутствие политики. Вообще не просматривается какой-то государственной активности в том, что нарисовало Минэкономики. Это, конечно, очень грустно».

Сейчас Минэкономразвития должно получить обратную связь от других министерств и ведомств и свести общий прогноз. О сценарии, подготовленном министерством, рассуждает советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов:

Сергей Хестановсоветник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер»«Публикация достаточно пессимистических прогнозов — это испытанный способ подготовить и общество, и представителей различных ветвей власти к тому, что государство будет тратить деньги очень и очень скупо. Причем главная причина такой скупости государства — это желание иметь сбалансированный бюджет и как следствие сохранить за исполнительной властью большую часть контроля над финансово-хозяйственной жизнью страны. Пока бюджет сбалансирован или пока его дефицит не превышает 3%, у исполнительной власти сохраняется почти полный контроль над хозяйственной жизнью страны. Этот тезис и объясняет, с одной стороны, очень скромную индексацию пенсий и социальных пособий, с другой стороны, замораживание зарплат бюджетников, поскольку эти меры являются действенным способом способствовать балансировке бюджета в условиях, когда поступления от экспорта заметно снизились. Хотим мы или не хотим, но до сих пор именно поступления от экспорта составляют без малого половину наполнения федерального бюджета, и их падение — это тот фактор, который так или иначе заставляет государство пересматривать все расходы, в том числе и социальные».

Как пишут «Ведомости», Минфин уже просчитал бюджет при ценах на нефть и 25, и 30, и 40 долларов за баррель. Правда, по 35 пока еще не считал. Представитель социального вице-премьера Ольги Голодец отказался комментировать расчеты Минэкономразвития.