На столичном рынке высокобюджетных новостроек наконец-то все встало на свои места. Неопределенность, вызванная ухудшением экономической ситуации и скачками курсов валют, уже стала стабильностью, которая позволяет покупателям и продавцам хотя бы приблизительно планировать стратегию своего поведения. В итоге, с начала года сделки в этом сегменте шли более или менее активно: как и в 2015 году, было реализовано чуть более 60 лотов. Такими темпами, по мнению риелторов, к концу первого квартала может быть заключено не менее 100 сделок: счастливые обладатели валютных накоплений по-прежнему имеют возможность приобрести квартиры, которые еще два года назад им были не по карману.

Кстати, рынок практически полностью, а точнее на 90% перешел на рубли: в долларах номинированы цены только на жилье класса de luxe.

При этом, по данным компании Kalinka Group, сейчас на рынке представлено 46 объектов, всего экспонируется 1470 лотов или 206 тысяч кв. метров жилья. За год объем предложения сократился более чем на 20%, а спрос — только на 12,5%.

Анастасия Могилатовагенеральный директор компании Welhome«У покупателей элитного жилья востребованы компактные лоты в премиальных новостройках. Меньшей популярностью в настоящее время пользуются двухуровневые лоты, лоты сложной конфигурации с нетипичными планировками. Ну, и, безусловно, простаивать будут объекты, экспонируемые по завышенным ценам, даже в очень хорошей локации. Наибольший объем предложения на первичном рынке сконцентрирован в Хамовниках – 30% от общего объема предложения в 8 жилых комплексах. Далее по объему предложения следует район Арбат, где сосредоточено 16% от общего объема предложения на первичном рынке элитного жилья».

Учитывая то, что в этом году новых объектов на рынок не выходило, он постепенно начинает сужаться: уникальные и наиболее ликвидные лоты «вымываются». Уже сейчас по-настоящему качественными можно назвать только 30-40% от общего объема предложения, а это значит, что к осени покупателям станет сложно найти подходящий вариант с оптимальным соотношением цены и качества.

Разброс средней стоимости квадратного метра в высокобюджетном сегменте довольно велик: от порядка 600 тысяч рублей в районе Чистых прудов до 1,35 миллиона рублей — на Патриарших.

Екатерина Румянцевапредседатель совета директоров Kalinka Group«Средний бюджет покупки и площадь продаваемого лота — один из основных качественных показателей спроса. В январе средний бюджет сделки в элитных проектах составил 87,9 миллиона рублей, по сравнению с январем 2015 года увеличение произошло на 25%, средняя площадь проданного лота – 118 кв. метров, что соответствует уровню января прошлого года. В феврале мы зафиксировали сокращение среднего бюджета покупки на 34%, до 58,4 млн рублей, и средней площади реализованного лота на 22%, до 92,2 квадратных метров. По нашей оценке, сокращение связано с тем, что в феврале на рынке не было высокобюджетных сделок в сегменте de luxe, а основной интерес покупателей элитного жилья был направлен к новому проекту на Чистых прудах. Он вышел на рынок в конце прошлого года, в жилом комплексе преобладают лоты небольших площадей, а квартиры продаются по инвестиционно привлекательным ценам».

Что касается скидок, то их размер целиком и полностью зависит от каждого конкретного проекта. Успешные объекты распродаются с дисконтом, не превышающим 10%, а простаивающие лоты можно найти и со скидкой в 25%.

Девелоперы в этом году продолжат политику снижения маржинальности проекта, без чего невозможно сдерживать спрос на приемлемом уровне. Поэтому цены вряд ли заметно поползут вверх: стоимость лотов может подрасти только за счет сокращения размера скидок.

Дмитрий Халинуправляющий партнер Savills Россия«Наиболее успешными проектами сейчас оказались те, где девелопер имеет минимум 5 лет опыта работы на рынке. В этом случае помимо рекламной активности ведется работа с уже существующими клиентами, что, конечно, позитивно отражается на продажах. Мы увидим, что развитие новых площадок будет вестись точечно, а активной будущей распродажи ждать не приходится. Кроме того, последние два года рынок окончательно стал рынком покупателя: каждый клиент становится ценным для девелоперов. Также срок принятия решения о приобретении того или иного объекта увеличился. В этой связи первоначальный правильный подход к потребностям клиентов становится хорошим подспорьем для заключения сделки».

Впрочем, в условиях кризиса застройщикам придется продолжать стимулировать продажи с помощью всевозможных акций и спецпредложений: ожидается, что именно в эти периоды будет заключено максимальное количество сделок. Не менее популярным инструментом для привлечения покупателей останется предоставление рассрочки до конца строительства.