Нападения на журналистов можно было избежать. Такое мнение высказал председатель парламента Ингушетии Мухарбек Дикажев. По его словам, правозащитникам при организации пресс-тура нужно было известить о мероприятии власти региона — тогда им было бы организовано сопровождение.

Тем временем Владимир Путин поручил МВД разобраться с избиением журналистов. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Ранее представитель президента назвал этот инцидент возмутительным и неприемлемым. Песков выразил уверенность, что правоохранительные органы региона сделают все необходимое, чтобы найти преступников:

Дмитрий Песковзаместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ«Это абсолютно возмутительно, это хулиганство, и, насколько мы понимаем, опасности была подвергнута жизнь этих людей, судя по той информации, которая есть. Это абсолютно неприемлемо, и мы рассчитываем, что правоохранительные органы республики примут самые действенные меры для поиска и нахождения виновных в этом нападении, чтобы должным образом обеспечить безопасность и правозащитников, и представителей СМИ и впредь».

МВД Ингушетии расследует дело по статье «хулиганство». По словам Рахматуллина, журналисты направлялись в Ингушетию, чтобы посетить офис правозащитной организации. Сейчас пострадавшие в безопасности.

Тимур Рахматуллинчлен Комитета по предотвращению пыток«Нападение произошло в сотнях метров, наверное, от границы с республикой Чечня. В какой-то момент мне позвонил Никита Споценко, он просто прокричал, что на нас напали, бьют стекла, требуют, чтобы мы вышли из машины, люди в масках. В общем, он прокричал, на заднем плане слышались удары, женские крики и все, связь пропала. Через какое-то время он перезвонил, сказал, что всех журналистов вывели из машин, жестко, жестоко, как он выразился, избили палками и после этого, после избиения, подожгли автобус. Это было темное время суток, журналисты были в поле, кто мог бежать, кто мог как-то передвигаться. В поле, в темноте, они как бы скрыты от этой опасности. Сейчас им выдаются направления на судебно-медицинское освидетельствование, сейчас будут зафиксированы все телесные повреждения. Телесные повреждения имеются у всех, абсолютно у всех, даже у женщин. Даже женщин избили. Особенно пострадали иностранные журналисты. Есть подозрение, что у журналиста из Норвегии сломана нога. У него гипс, я с ним общался, виделся, хотя он, конечно, в хорошем расположении духа. Даже так говорит: я счастлив, что я жив, но на самом деле, конечно, ситуация крайне неприятная. Можно сказать шокирующая».

МИД Норвегии уже отреагировал на инцидент с нападением. Норвежское министерство требует от России объяснений, сообщает FlashNord. В Госдуме заявляют о необходимости оперативно расследовать нападение на журналистов и правозащитников на Северном Кавказе и призывают власти республики взять под особый контроль расследование этого преступления. Об этом заявил вице-спикер от «Единой России» Сергей Железняк.

Группа, в числе которой были и иностранные журналисты, ехала в Грозный после мероприятий в рамках пресс-тура на территории Ингушетии, пояснил корреспондент издания «Медиазона» Егор Сковорода. Он находился в момент нападения в микроавтобусе.

Егор Сковородакорреспондент издания «Медиазона»«Когда мы почти подъехали к границе с Ингушетией и Чечней, но еще находились на территории Ингушетии, резко подрезала какая-то легковушка, водитель резко затормозил. Я сидел сзади, смотрел вперед, около стекла увидел крышу этого автомобиля легкового и увидел, что сразу начинают разлетаться куски, стекла боковые сбоку от водителя и что люди палками бьют стекла — как бы окружили машину и бьют стекла. Люди в масках, одетые в гражданскую одежду, по крайней мере, по большей части. Начались какие-то угрозы, кричать типа «вылезайте». Эти люди, разбив окна, начали палками как бы пытаться бить людей внутри. Я в это время пытался звонить каким-то коллегам и правозащитникам. Пару минут это продолжалось, потом кто-то из людей смог открыть двери и зайти в салон и они начали силой выкидывать людей из автомобиля, перекинули в кювет и там другие, такие же молодые люди, продолжали как бы избивать палками, не давали встать из кювета. Через, мне кажется, 30 секунд или минуту, раздался хлопок, вспыхнуло пламя, я ощутил жар, и кто-то из этих людей крикнул «уходим» и они уехали. Довольно быстро приехали пожарная, скорая помощь и ингушские сотрудники полиции».

Одиночные пикеты в связи с нападением на журналистов проходят у здания администрации президента в Москве. В президентском Совете по правам человека попросили генпрокурора Юрия Чайку и главу Следственного комитета Александра Бастрыкина взять под личный контроль расследование. Об этом заявил глава СПЧ Михаил Федотов.

Михаил Федотовруководитель президентского Совета по правам человека«Сейчас имеет значение только то, насколько быстро их поймают и насколько быстро они предстанут перед судом. То, что возбуждено уголовное дело — это абсолютно правильно, но только нужно переквалифицировать действия преступников. Давайте вспомним, что у журналистов и правозащитников отобрали мобильные телефоны — а это уже разбой называется. Это уже совсем другая статья Уголовного кодекса, гораздо более тяжкая, чем уничтожение чужого имущества или хулиганство. И плюс к этому, еще статья 144 Уголовного кодекса. Это воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов с применением насилия. До 6 лет лишения свободы. Так что здесь большой букет уголовных преступлений, и обнадеживает тот факт, что полпред президента Российской Федерации в Северокавказском федеральном округе взял это дело под свой личный контроль. Мне кажется, это правильная реакция».

Через несколько часов после нападения на трассе юрист Комитета по предотвращению пыток Дмитрий Утукин написал в своем Twitter, что вооруженные люди напали на штаб-квартиру правозащитников в ингушском Карабулаке. Пострадавших нет.