Еще один взнос предлагается ввести для российских работодателей. На этот раз речь идет о взносах на случай банкротства компании.

Сенатор Андрей Клишас внес в Госдуму законопроект «Об обязательном социальном страховании на случай утраты зарплаты вследствие банкротства работодателя». Документ предполагает ежемесячную выплату в Фонд социального страхования 0,02% от фонда оплаты труда.

«Российская газета» посчитала, что при зарплате сотрудника в 34 тысячи рублей отчисления составят порядка 7 рублей в месяц. Это, по мнению автора законопроекта, не сильно увеличит нагрузку на работодателя, зато будет гарантировать работнику единовременную компенсацию в размере трех зарплат в случае краха компании. Business FM попросила представителей бизнеса прокомментировать инициативу.

Александр Малиспрезидент группы компаний «Евросеть»«Есть важнейшее правило: когда кризис и все плохо, никогда не повышают налоги. Тут уже не важно, сегодня 6 копеек, а мы знаем, что все эти платежи имеют тенденцию увеличиваться, и потом введут еще на что-то 6 копеек. Нормальный бизнес состоит как раз из зарабатывания вот этих копеек, которые складываются потом в большие деньги. Я думаю, что смысла никакого нет, тем более что количество таких реальных выплат было бы довольно небольшое. У нас и так существуют уже выплаты пособия по безработице, которые можно было бы выплачивать таким сотрудникам, и это включено в страховку. Зачем прибавлять еще 0,02%? Администрировать просто сложнее. Затраты на бухгалтеров, которые будут это считать, больше, чем та сумма, которую соберут».

Несвоевременной меру по взносам на случай банкротства считает и президент группы компаний «Диана», член совета московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов:

Дмитрий Несветовпрезидент группы компаний «Диана», член совета московского отделения «Опоры России»«В кризис увеличивать сборы, налоги — это, мягко говоря, не очень грамотная фискальная стратегия. Речь идет не только о том, чтобы уменьшить затраты предприятия, но еще и о том, чтобы психологически подстегнуть бизнес к гораздо большей активности. Увеличение разнообразных механизмов фискальных сборов, в том числе и самых незаметных, к этому, конечно, не подталкивает. Это во-первых. Во-вторых, все-таки объем и логика, которая была заложена в Налоговый кодекс в начале 2000-х годов, это была тогда одна из самых сбалансированных налоговых систем в мире. Теперь она полностью разбалансирована. Все последние фискальные новации выталкивают операторов рынка, причем небольших операторов, не только в тень, но и вообще в какие-то другие сферы деятельности».

Об исключении предпринимателей с рынка говорит и председатель совета директоров семейства компаний Kaskad Family Валерий Мищенко:

Валерий Мищенкопредседатель совета директоров семейства компаний Kaskad Family«Есть ощущение, что законодательные инициативы последнего года призваны выдавить остатки предпринимателей из бизнеса, потому что со всеми новациями, которые принимаются и утяжеляют бюджеты, легче ничего не делать, чем заниматься делом в таких условиях. Есть несколько примеров того, как работает страхование ответственности. Например, есть небезызвестный закон по страхованию застройщиков, который просто привел к увеличению стоимости купли-продажи недвижимости для конечного покупателя. Я пока что на практике еще ни разу не видел, как это страхование работало. Это законодательная инициатива в духе времени. Это эффект квитанции за квартплату: там вроде тоже какие-то строчки добавляются, и вроде как тоже немного, но когда мы говорим просто о миллионах трудоспособного населения, каждый из которых будет по 20 рублей оставлять в этот фонд, это накапливаются серьезные суммы».

О том, какова процедура выплат работнику обанкротившейся компании сейчас и что именно получает сотрудник, Business FM рассказал адвокат московской коллегии адвокатов «Юстиция» Михаил Жуков:

Михаил Жуковадвокат московской коллегии адвокатов «Юстиция»«В настоящее время речь не идет о компенсации как таковой. Речь идет именно о задолженности работодателя перед работником. Например, это может быть задолженность по заработной плате. Если компания банкротится, работники включаются в первую очередь кредиторов, и их требования удовлетворяются в первую очередь наряду с налоговыми. Конечно, в случае если предприятие является субъектом малого предпринимательства и не имеет за душой ничего, кроме декларируемого уставного капитала в размере 10 тысяч рублей, то в этом случае работники ничего не получат. Процедура банкротства достаточно длительная, если мы говорим о минимальных сроках, это 6 месяцев, причем конкурсное производство может продлеваться и до года».

Если законопроект будет принят, то взносы на случай банкротства бизнес будет вносить со следующего года.