Президент РФ Владимир Путин приказал начать вывод российских войск из Сирии. По его словам, задача, которую он ставил перед армией, «в целом выполнена». С таким заявлением президент выступил на встрече с министром обороны Сергеем Шойгу и главой МИД Сергеем Лавровым.

Российские пункты в Тартусе и на базе Хмеймим должны продолжить работу в прежнем режиме, заявил Путин. «Они должны быть надежно защищены с суши, с моря и с воздуха», — сказал он, добавив, что часть оставшихся военных будет заниматься контролем за соблюдением режима прекращения огня.

Владимир Путинпрезидент Российской Федерации«Россия за короткий срок создала в Сирии небольшую по численности, но весьма эффективную военную группировку. Причем разнородных сил и средств. И действительно эффективная работа наших военных создала условия для начала мирного процесса. Считаю, что задачи, поставленные перед Минобороны и российскими вооруженными силами в Сирийской Арабской Республике в целом выполнены. При участии российских военных, российской военной группировки сирийским войскам и патриотическим силами Сирии удалось кардинальным образом переломить ситуацию в борьбе с международным терроризмом и овладеть инициативой практически на всех направлениях, создать условия для начала мирного процесса. Поэтому приказываю министру обороны с завтрашнего дня начать вывод основной части нашей военной группировки из Сирийской Арабской Республики. И прошу МИД интенсифицировать участие РФ в организации мирного процесса по решению сирийской проблемы. При этом наши пункты базирования будут функционировать в прежнем режиме, они должны быть надежно защищены с суши, с мора, с воздуха».

Будут ли выведены из Сирии ракетные комплексы ПВО С-400?

Дмитрий Песковзаместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ«Я не знаю, я пока исхожу лишь из слов президента, из приказа главнокомандующего о том, что безопасность Тартуса и Хмеймима должна быть обеспечена с воздуха, с земли и с моря».

Российская группировка составляет порядка 70 самолетов, которые за время с начала дислокации совершила более 6 000 боевых вылетов. Авиационная группировка поддерживается военно-морской, состоящей из меняющих друг друга полутора десятков судов Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов. С конца ноября на территории Сирии развернуты системы ПВО последнего поколения С-400. Кроме этого, для ударов были задействованы около 3 десятков крылатых ракет, чьи пуски совершались из акватории Каспийского моря. С 27 февраля в связи с объявленным перемирием, боевые вылеты российской авиации прекращены.

Андрей Кортуновгендиректор Российского совета по международным делам«Мне кажется, что это решение говорит только об одном, — Россия не намерена всерьез и надолго втягиваться в этот конфликт. Поэтому когда делались многочисленные параллели между нынешней операцией и событиями в Афганистане в конце 70-х годов или американским вовлечением во Вьетнам в 60-е годы, то вот эти сравнения и параллели оказались некорректными, то есть операция была рассчитана на определенный срок, и вот она сейчас завершается. По всей видимости, сначала будет видна такая деэскалация вовлеченности. То есть, по всей видимости, будет сокращаться количество вылетов, будет сокращаться количество боевой техники, которая находится на территории Сирии, очевидно, будут передаваться какие-то вооружения сирийской армии, по крайней мере, можно предположить, что это тоже произойдет. Но при этом, как мы слышали, Россия не намерена отказываться от той инфраструктуры, которая она уже развернула на территории Сирии, меня откровенно говоря во всей этой истории больше всего удивила реакция США. Американцы, как я понимаю, заявили о том, что надо еще посмотреть, что будет происходить, и как Россия будет осуществлять сворачивание этой операции. Вот такое заявление говорит о том, что, по всей видимости, каких-то предварительных российско-американских консультаций, а тем более совместных договоренностей перед принятием такого решение не было. Это интересно. Это в какой-то степени неожиданно. Не только Асада поставили перед фактом, перед фактом поставили наших западных партнеров. По всей видимости, если говорить о ситуации на данный момент, то в условиях перемирия существует возможность зафиксировать свою позицию. То есть контроль над территорией, которая сейчас находится де-факто под контролем сирийского руководства. Примерное соотношение сил военных, если предположить, что это перемирие будет соблюдаться, то это дает Асаду какие-то козыри для торга. Конечно, ему придется идти на уступки, конечно, не удастся восстановить Сирию такой, какой она была 5 лет назад. Конечно, будет переходный период, но, тем не менее, сказать, что вывод российских войск приведет к немедленному свержению Асада, наверное, это было бы неверно в принципе».

Решение о выводе ВКС РФ из Сирии имеет огромное влияние на переговоры по Сирии. Высший комитет по переговорам готов сесть за стол переговоров с Дамаском, заявляют в сирийской оппозиции. Насколько последние новости могут повлиять на договороспособность сторон?

Алексей Малашенкочлен научного совета московского Центра Карнеги«Я думаю, что на уступки в данной ситуации придется идти всем участвующим в переговорах сторонах. Эти переговоры будут очень непростые. Пока что, кстати, я могу представить, какой будет их результат. Видимо, будет созданной какое-то коалиционное правительство или транзитное правительство. Весь вопрос — кто в нем будет участвовать, а самое главное — будет ли в нем участвовать и сам Башар и люди из его окружения. Я думаю, что сам Башар не будет. Это маловероятно. Тем не менее, обстановка сейчас не очень благоприятная, но лучше той, что была несколько месяцев или недель тому назад. И тут, конечно, возникает сам вопрос о выводе, причем неполном выводе, а о выводе, как сказал Путин, основной части тех вооруженных соединений, которые там находятся, при всем том, что там остается российская авиационная база. Так что это не означает, что Сирия российскими военными совсем брошена на произвол судьбы».

Главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов считает, что уход России из Сирии нельзя считать окончательным.

Александр Бауновглавный редактор Carnegie.ru«Россия выводит самолеты в тот момент, когда объявлено перемирие, то есть, собственно говоря, когда по большому счету никто никого не бомбит, кроме того, что все договорились, что ИГИЛ можно бомбить. Войны нет, никто не свергает Асада, поэтому перемирие — действующее. Более-менее, пока. Если перемирие сейчас заканчивается плохим способом, то стороны снова начинают воевать на истощение друг друга, а Россия из конфликта вышла, потому что мы считаем, что задачи достигнуты. Опять же вроде бы, по крайней мере, пропагандистски можно объявить, что стоило нам уйти, и опять начинается заваруха. Когда мы пришли, прошло 4 месяца, и удалось худо-бедно заключить перемирие и начать политический процесс. А стоило нам улететь, и они начинают убивать друг друга. Если вдруг перемирие сорвется, то во всяком случае такой аргумент можно себе представить. В общем, он будет неплохо звучать».

Путин надеется, что решение по группировке Минобороны РФ в Сирии будет хорошим сигналом для всех сторон конфликта и будет способствовать мирному решению кризиса. Башар Асад высказал глубокую признательность России за помощь в борьбе с терроризмом и оказываемое сирийскому народу гуманитарное содействие. А Белый дом заявляет, что необходимо посмотреть, какие именно намерения у России.