Совет директоров Центробанка проводит сегодня очередное заседание по денежно-кредитной политике. Большинство аналитиков считают, что регулятор оставит ключевую ставку на прежнем уровне в 11%, который не менялся с августа. В то же время ЦБ может несколько смягчить риторику. Но это не окажет существенного влияния на настроения участников рынка и курс российской валюты.

Владимир Брагиндиректор по анализу финансовых рынков и макроэкономики Альфа-Капитал«Не совсем согласен. Мне кажется, это просто, действительно, начало года, что доходы бюджета серьезно отстали от расходов, но, на мой взгляд, это не такая страшная беда сейчас для России, как низкие цены на нефть. То есть это, скорее всего, даже наоборот, то есть низкие ставки на рынке, они, может быть, позволят как-то оживить кредитование, в том числе в корпоративном секторе. Потому что, если смотреть на одно из ограничений темпов роста экономики, в том числе дефицит кредитных ресурсов, ну, в общем-то, низкие ставки, они, собственно, и показывают на то, что банкам, так или иначе, придется искать способы, куда вложить эти средства. Ну, почему бы не пойти, например, в реальный сектор? Я думаю, что ЦБ должен понизить ставку либо на этом, либо на следующем заседании. Я думаю, что логично было бы, если бы ЦБ все-таки начал какое-то смягчение денежно-кредитной политики, либо хотя бы некое смягчение риторики. Но я думаю, что если в этот раз он не понизит ставку, то понизит ее уже в апреле, наверное, с вероятностью, очень близкой к 100%. Если смотреть на динамику облигаций, тех же сроков ФЗ и доходности первого эшелона, то, в общем-то, рынок ждет от ЦБ соответствующих действий, то есть снижения ставки, поэтому я думаю, что эффект, наверное, будет, скорее всего, нейтральный».

Накануне глава Сбербанка Герман Греф заявил, что ключевая ставка перестала влиять на банковскую систему. По его словам, сегодня у нас избыток ликвидности, и соотношение депозитов к активам составляет 92%. Фактически кредитные организации перестали привлекать средства ЦБ, добавил Греф.

В свою очередь, глава Минфина Антон Силуанов сказал, что высокий дефицит бюджета является фактором создания избытка ликвидности. Из-за этого, по мнению министра, Центробанку придется повышать ключевую ставку.

Ничего страшного в избытке ликвидности нет, полагает экономист по России и СНГ инвесткомпании «Ренессанс капитал» Олег Кузьмин.

Олег Кузьминэкономист по России и СНГ инвестиционной компании «Ренессанс Капитал»«Данные заявления министра финансов абсолютно не означают, что ЦБ включил печатный станок, а они просто пока говорят о том, что текущие механизмы финансирования дефицита бюджета с использованием резервного фонда приводят к формированию профицита ликвидности на внутреннем рынке. Само по себе это не несет никаких угроз для динамики инфляции в России. Дело в том, что вся избыточная ликвидность, которая появляется на рынке в результате расходования средств Резервного фонда, она стерилизуется ЦБ с помощью проведения соответствующих операций. То есть мы переходим в качественно другое состояние системы, тогда ЦБ не рефинансирует банки, а абсорбирует, забирает у них избыточную ликвидность. Текущая система инструментов при этом позволяет удерживать ставки в том диапазоне, который рассматривается Банком России как оптимальный, с точки зрения обеспечения задач и снижения инфляции. Текущая ставка в целом адекватна имеющимся условиям. Мы не ждем, что ЦБ изменит ставку на ближайшем заседании, но полагаем, что ставка может быть немного снижена, начиная со второго квартала этого года, если динамика инфляции, динамика рубля укажет на снижение среднесрочных инфляционных рисков».

Аналитики Сбербанк-CIB считают, что у ЦБ есть основания для смягчения денежно-кредитной политики, поскольку повышение нефтяных цен привело к укреплению рубля и ослабило риски разгона инфляции.