Свето-цвето-музыкально-театральное шоу, как всегда красочное и грандиозное, — такой была очередная, четвертая по счету церемония награждения премии The Art Newspaper Russia. В номинации «Реставрация года» лауреатом стал Центр Грабаря за икону «Богоматерь Боголюбская», «Книга года» — серия «Очерки визуальности», уже 13 лет ведущаяся в «Новом литературном обозрении». Награду за «Личный вклад» получила троекратный комиссар российского павильона на Венецианской биеннале Стелла Кесаева. Наконец, «Выставкой года» без особых сюрпризов стала нашумевшая экспозиция Третьяковки к 150-летию со дня рождения Валентина Серова.

Музей «Гараж» по версии The Art Newspaper Russia стал лауреатом в номинации «Музей года». Его директор Антон Белов считает, что и другие номинанты, возможно, заслуживают не меньшего внимания. Но самое любопытное, по его словам, — оформившаяся тенденция на развитие частных музеев:

Антон Беловдиректор музея «Гараж»«Музей «Гараж» — событие года мирового масштаба, поэтому он отмечен этой наградой, и это очень приятно. В списке номинантов также представлен «Ельцин Центр» — впервые появляется президентский центр. Мне кажется, дух свободы, который там поселился, будет важен для каждого посетителя этого центра и музейного объединения. Музей Анатолия Зверева — уникальная площадка, его создатель Наталья Опалева все это сделала на свои деньги. Мне кажется, это уникальный пример появления частных меценатов с большой верой в то, что они делают. Вопреки каким-то тенденциям, процессам мы видим появление достаточно большого количества активных частных учреждений культуры, которая, я думаю, через пять лет будет формировать ландшафт музейной Москвы».

Музей «Гараж» ежегодно посещают уже около полумиллиона человек — всего раза в три меньше, чем Третьяковку. В других частных музеях, конечно, посетителей меньше. Но если учесть, что в Москве и области таких учреждений уже около 200 — как классических изобразительных, так и всяких музеев кукол, пастилы и прочего, то слова Антона Белова про формирование музейного ландшафта заставляют задуматься.

Число «около 200» приблизительное вовсе не потому, что в СМИ принято цифры округлять — точное число никто не знает. Когда это обнаружилось, возник неловкий момент: министерству культуры дали указание — цифры уточнить. Чиновники, как водится, составили какие-то опросники, но каков был результат этой «переписи», так никто до конца и не знает. Как гласит старая солдатская заповедь, подальше от начальства — поближе к кухне. Может быть, и хорошо, что у чиновников нет времени замечать все эти прекрасные начинания. В мире есть, конечно, парижский Лувр и питерский Эрмитаж, но число овеянных легендой частных музеев в нем наверняка больше.